Взрослый, начни с себя
Хочу поделиться впечатлением от прошедшего недавно события. Я имею в виду восьмые Международные педагогические чтения, которые собрали в Москве учителей и воспитателей из 75 городов России и ближнего зарубежья. Съехались педагоги с Урала и Дальнего Востока, из Сибири и центральных областей России. Прислали свои делегации Украина, Прибалтика, Казахстан.
Зал, где проходил в течение трёх январских дней форум, не мог вместить всех желающих, и прямая телевизионная трансляция шла в фойе. Основная идея, так или иначе объединившая все выступления, была выражена словами Льва Николаевича Толстого: «Истинное воспитание ребёнка – в воспитании самих себя». Каким бы банальным на первый взгляд ни показалось это утверждение, тем не менее никто не возьмёт на себя смелость отрицать тот факт, что каждый из нас, взрослых, просто обречён быть педагогом. Ведь кем бы мы ни были по специальности, каждый из нас – всё равно главный пример и первый учитель своих детей. Образно сказал об этом настоятель московского Храма Всех Святых отец Артемий: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаков. Мы никогда не привнесём во внутренний мир ребёнка больше, чем сами имеем…».
«Почему так остро стоит сегодня проблема самовоспитания нас, взрослых? – думалось мне. – Разве в минувшие времена личное самоусовершенствование не играло никакой роли?» Словно подслушав мои мысли, опытный педагог Виктор Григорьевич Никитин начал своё выступление с утверждения того, что нынешние дети всё-таки иные, чем были мы: они самостоятельнее в суждениях и талантливее нас. И им нужны преображённые взрослые, способные быть наставниками и друзьями.
Безусловным событием стало участие в Педагогических чтениях руководителя Международного центра гуманной педагогики, доктора психологии, профессора Шалвы Александровича Амонашвили. Этот удивительный человек уже сам по себе – самобытное явление в современной педагогике. И его выступление перед собравшимися было самым ярким моментом форума. «В воспитании нет начала и нет конца, – взяв слово, утверждал он. – Воспитан тот, кто устремлён к воспитанности, совершенен тот, кто устремлён к совершенству. Вот почему каждому из нас очень важно иметь идеал, к которому необходимо самому стремиться».
Да, именно сейчас, в жёсткое для каждой семьи кризисное время, проблема ответственности взрослого человека за судьбы детей поднимается до высоты гражданственности. И дело не только в обострившихся материальных проблемах. Дело ещё и в том, как считает Шалва Александрович Амонашвили, что сейчас происходит смена принципов в отношениях между поколениями. Если совсем недавно в нормальной, социально сохранной семье считалось само собой разумеющимся жить ради детей, то сейчас парадигма изменилась: дать детям жить. Дать им жить – значит уважать, понимать и любить их.
Никаких специальных резолюций на Педагогических чтениях принято не было. Да разве суть в них? Они пролетели быстро и были восприняты всеми, кто в них участвовал, как один большой урок-праздник. Пусть далеко не на все острые вопросы нашлись ответы. В конце концов, работа с подрастающим поколением не укладывается в рамки школьного задачника. Зато каждый, кому посчастливилось быть участником форума, приподнявшись над прозой повседневности, словно заново осмыслил гуманное значение дела, которому мы, учителя и воспитатели, служим. Ну а я взяла с собой в дорогу притчу, которую поведал Шалва Александрович Амонашвили.
Встретились однажды Человек и Мечта.
– Давай попробуем догнать Синюю птицу, – сказала Человеку Мечта.
– Хорошо, – ответил Мечте Человек. – Попробуем.
И они поднялись ввысь. Но Человек испугался высоты и запросился на землю. А Мечта ответила ему:
– Держись за меня, и ты достигнешь всего, что задумал…