«Берег памяти моей»
Выход в свет новой книги – важное событие не только в личной жизни автора, но и в культурной жизни города, района, региона. А таких книг в Черемхове вышло немало. Свои произведения представили на суд общественности А. Шишкина, В. Михеев, В. Черемуш, А. Серёдкин, Н. Зубарев, Л. Артёмова, И. Пшеничников, И. Ярина (последние четверо – из Черемховского района). Творчество этих авторов заслужило положительную оценку у читателей. И вот в свет вышла книга ещё одного автора – Татьяны Ковальской, члена Союза журналистов России, собкора «Восточно-Сибирской правды». По её признанию, создавалась она как подарок самому близкому и дорогому человеку – отцу Виктору Михайловичу Калашникову.
Имя это хорошо известно всему Черембассу, а также за его пределами. Виктор Михайлович воевал в годы Великой Отечественной войны, имеет немало наград, после победы работал горным инженером, был выдвинут на руководящие должности, заслужил звание «Почётный гражданин города Черемхова». Я хорошо знаю Виктора Михайловича, как и всю его семью. Поэтому книга о нём, а точнее, одна из глав, в которой рассказывается о жизни и судьбе В. Калашникова, о его деде – сплавном лоцмане, произвела на меня огромное впечатление. Передо мной во всей полноте встал образ человека, который не просто прожил девяносто лет, а сделал очень многое для того, чтобы жизнь была прекрасной, содержательной, временами просто захватывающей.
Татьяна Ковальская изучила род Калашниковых, корни которого уходят в далёкое прошлое. Генеалогическое древо оказалось настолько интересным, что если глубже покопаться в нём, то можно написать об отдельных его представителях целые романы. Автор уводит читателя к началу XVIII века, когда в городе Киренске поселились первые Калашниковы – основатели династии. Читая страницы книги о давно минувшем, словно переносишься в ту среду обитания и наглядно воспринимаешь отшумевшие события, их героев. Лично мне эта тема близка и понятна, ибо я сам жил в Киренске, работал редактором газеты «Ленская правда», был знаком со многими прекрасными людьми той среды, из которой вышел Виктор Михайлович Калашников.
Его ленские корни хорошо показаны в книге. Особенно в ярком рассказе о деде Виктора Михайловича Калашникова по материнской линии – Иване Александровиче Аксаментове, ленском сплавном лоцмане. Такое ощущение, будто под пером автора оживает сама история, знать которую полезно не только родным по крови людям, но и всем, кто считает себя патриотом родного края.
Отдельный интерес представляют главы «Миниатюры», «Очерки, интервью, зарисовки». Написаны они в прозе. Я не знаю механизма выбора тем для этих газетных жанров. Могу лишь уверенно сказать, что автор пишет о том, в чём разбирается, и о тех, кого хорошо знает. Татьяна Ковальская строго выбирает темы и сюжеты для своих очерков, зарисовок о людях, героев интервью. А их в Черемхове немало, достойных и интересных.
Многие миниатюры написаны в своеобразной форме. Рискну определить её как «музыку прозы». Это как у Ромена Роллана в его замечательном «Кола Брюньоне», где проза произведения часто рифмуется.
Героями очерков автор выбрал людей, которые хорошо известны в городе и за его пределами. Один драматург, наш земляк Владимир Павлович Гуркин чего стоит! Конечно, о нём и раньше писали журналисты. Но Татьяна Викторовна нашла особые краски, особые детали биографии драматурга и его творческой лаборатории, отчего образ В.П. Гуркина предстаёт перед читателем в новом ракурсе.
Проникновенно написала Т.В. Ковальская о некоторых черемховских поэтах, чьи имена также хорошо известны любителям поэзии: о Валентине Фёдорове, Викторе Пестюрине, Фёдоре Дыдыкине. В эссе «О музыке слов» она исследует творчество поэта войны Нины Дятловой и современного поэта Елены Шаталиной. Кстати, о Елене Шаталиной в книге есть отдельный очерк: о молодой талантливой девушке из Черемхова, художнице и поэтессе, покорившей Санкт-Петербург. Очень тепло повествует автор о выдающемся нашем земляке, знаменитом басе Леониде Харитонове, народном артисте России, родившемся в селе Голуметь. Знаменитого певца я тоже знал, встречался с ним на его родине вместе с автором очерка. Мне представлялось, что я всё узнал о нём из беседы, длившейся около трёх часов. Но Татьяна Викторовна расширила круг познаний о певце. В очерке он предстаёт перед нами как подвижник, много сделавший и делающий для восстановления храма в Голумети. С такой же теплотой написан очерк об иркутской художнице Татьяне Громыко, которая в конце 90-х годов представляла свои работы в Черемховском выставочном зале.
Особую признательность автору мне хотелось высказать за интервью с замечательным балалаечником России Михаилом Рожковым. И вот почему. Я с детства влюблён в русские народные инструменты, в том числе и в балалайку; собрал в своё время целую серию грампластинок с записями виртуозов-балалаечников и оркестров народных инструментов, но мало что знал о Михаиле Рожкове. И не узнал бы никогда, если бы не очерк о нём Татьяны Ковальской «Гений трёх струн».
Как товарищ и друг Т. Ковальской на протяжении почти четверти века, я радуюсь её успехам в литературном творчестве, желаю ей новых взлётов, новых книг. Я восхищаюсь её трудолюбием, страстностью на сознательно избранном литературном пути. Думаю, что мои пожелания разделят все, кто прочтёт её новую книгу «Берег памяти моей».