издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подружка для Кота в сапогах

Первой премьерой сезона в областном театре кукол «Аистёнок» стал спектакль «Кот в сапогах». Автор пьесы Евгений Фридман, написавший её по мотивам сказки Шарля Перро, привнёс в текст, кроме известного сюжета, много юмора и стихов, на которые композитор Ирина Белова написала музыку. Постановку осуществил режиссёр Владимир Гусаров, приглашённый из Самары.

По сути, на сцене «Аистёнка» состоялась премьера своеобразного мюзикла с пятью актёрами, которые управляют двадцатью куклами, исполняют музыкальные номера и выступают на сцене в живом плане. Приём перевоплощения героев в образы спектакля использован только в куклах, сами же  кукловоды существуют  по правилам игры старинного театра масок Дель арте.

Художник сценографии и кукол Елена Кучерова построила  декорации по примеру театра времён Мольера, в котором небольшая сцена предстаёт с бархатным занавесом и верхним ярусом для оркестра. Это место действия предназначено для кукол, остальное пространство занимают актёры, одетые в одинаковые костюмы, их лица скрыты масками, и только иногда они их открывают, чтобы  передать удивление или восторг своих персонажей. Две маски выполнены в венецианском стиле, с длинными носами-клювами, остальные – традиционно чёрные, с прорезями для глаз.

В подобном режиссёрском приёме существовать исполнителям, которые относятся к молодёжной части труппы, непросто и в то же время очень интересно: они могут продемонстрировать на сцене свои таланты, умение петь, танцевать, исполнять цирковые номера, но главное – управлять куклами, которые становятся продолжением их собственного «я».

Сюжет спектакля развивает Кот, доставшийся по случаю бедному юноше Жан Пьеру. Этот Кот в исполнении актёра Романа Бучека помогает доброму пареньку обрести счастье, но, в отличие от сказки Перро,  произносит  текст, написанный в наши дни, а песни  звучат настоящими шлягерами. Актёр в сценах живого плана демонстрирует  пластичность и обаяние современного молодого человека, но когда начинает управлять куклой, в образе своего героя становится самоуверенным, сообразительным Котом, дирижирующим судьбами остальных персонажей. В спектакле он действует не один, приглашая на помощь всех кошечек и котов, живущих поблизости от замка.

Маски и куклы помогают исполнителям легко переходить от одного образа к другому. Актёр Евгений Стёпкин только что был Людоедом,  потом Королём, а через сцену  не прочь стать участником объединённого мяукающего хора. Специальная техника управления куклами-марионетками позволяет показывать на сцене множество зверушек, каждая из которых со своим характером, «не общим выражением  физиономии». Коты могут разгуливать по всему пространству сцены, а вот человеческие персонажи существуют только в рамках, отведённых для них режиссёром. Правда, появляться они могут и на ступеньках декораций, но не дальше, условия игры чётко отделяют сказочный сюжет спектакля от игровых режиссёрских приёмов.

Кот приносит Королю кроликов. На сцене происходит первое появление царственных особ, которые, как и положено,  капризны и избалованы, особенно Принцесса, утомившаяся от преследований многочисленных поклонников. А дальше сюжет становится далеко не сказочным: с первого взгляда молодые люди полюбили друг друга, несмотря на то что юноша предстаёт перед девушкой в мокром и весьма непрезентабельном виде.

Здесь хочется сделать отступление и заметить, что на спектакли «Аистёнка» в последнее время приходят в основном родители с детьми. Театр заботится о том, чтобы было интересно не только маленьким зрителям, но и взрослым, чтобы, невзирая на возраст, каждый внимательно следил за сюжетом. Детям, разумеется, интересна игровая стихия спектакля, а родители могут наблюдать за проявлением чувств героев. Песенка о Париже – месте встреч всех влюблённых – полна  романтического и возвышенного настроения. В спектакле влюблены не только Принцесса и Жан Пьер, автор пьесы и режиссёр находят подружку и для Кота в сапогах.

В соединении с куклами и отстранении от них режиссёр Владимир Гусаров строит видеоряд спектакля, который кажется выразительным,  заполненным озорным и лирическим настроением. Актёры Роман Зорин (Жан Пьер), Диана Бронникова (Принцесса), Наталия Кёрн (Кошечка Нуаро) уверенно ведут своих героев к благополучному финалу, в котором Кот обязательно поймает Людоеда, превратившегося в мышонка. Таким образом, зло наказано, а добро и любовь торжествуют.

К сожалению, пьеса по своей сюжетной линии не проявлена до конца. Современные ритмы, привнесённые в спектакль режиссёром, не всегда объясняют содержание некоторых сцен, таких, например, как мгновенные превращения Людоеда в тигра и мышонка (подначивание его Котом в спектакле пропущено) или малообъяснимое стремление влюблённых в Париж. Конечно, взрослым понятно, что Принцесса и Жан Пьер не собираются скучать во дворце, но как быть с детьми, несколько ослабляющими своё внимание в  любовных сценах, которые для их понимания пока недоступны? Возрастной ценз своих зрителей постановщики должны  определять более чётко и не забывать, что любовь в детстве проявляется в другом качестве.

И всё же маленьким зрителям стали доступны энергетика спектакля и тот азарт, с каким молодые исполнители его играют. Актёрам было интересно существовать на сцене в рисунке, который им предложил режиссёр, а значит, было интересно и зрителям, познакомившимся с масочными формами старинного и вечно молодого театра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры