Экологический всеобуч
В Байкальском музее открылся уникальный образовательный центр
В Байкальском музее Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук открыт уникальный в своём роде экологический образовательный центр. Современности его технического оснащения и используемых информационных технологий, приобретённых благодаря гранту Фонда имени Вернадского, могут позавидовать многие высшие учебные заведения.
Открытие образовательного центра было торжественным, но не помпезным. Даже общепринятые на таких мероприятиях официальные поздравительные речи гостей Байкальского музея, обращённые к создателям центра, звучали вовсе не «казённо». Слова были личными и искренними, потому что на праздник съехались друзья, коллеги, единомышленники, представляющие научную и образовательную элиту Байкальского региона. Но даже они удивлялись и поражались открывающимся возможностям.
Внешне центр (я имею в виду не весь имеющийся комплекс объектов и экспозиций, а только специально оборудованную для занятий аудиторию) выглядит строго, красиво и современно. 20 рабочих мест оснащены компьютерами с подключёнными к ним цифровыми микроскопами. На месте преподавателя дополнительно к этому установлена бинокулярная лупа. Плюс электронная доска, видеопроектор с большим экраном и ЛСД-панелью. Всё это объединено в единую цифровую сеть с выходом в Интернет.
Красота и уют, по мнению руководителя музея Владимира Фиалкова, имеют огромное значение для усвоения знаний обучающимися, но ещё важнее использовать при обучении самые современные технические средства и информационные технологии, а не «списанные на производствах станки, на которых учили нас».
– Дети должны получать знания на самой современной основе, – убеждён Владимир Абрамович, потому что в современном мире, как в Стране чудес Льюиса Кэрролла, даже для того, чтобы оставаться на месте, необходимо очень быстро бежать вперёд.
– Оборудование, которое у нас сегодня есть и которое уже запущено в работу, позволяет преподавателю с помощью компьютера индивидуально общаться с любым обучающимся, не мешая другим, – рассказывает мне В. Фиалков. – Сеть с многосторонними связями способствует входу в любой компьютер, и каждый ученик может войти в компьютер преподавателя.
Наличие цифровых микроскопов позволяет учителю при чтении лекции раздать, к примеру, 20 совершенно разных или идентичных, реальных или виртуальных препаратов, а потом наиболее интересные результаты, полученные кем-либо из учеников, вывести на общий экран для коллективного обсуждения. Используя специальные программы, обучающиеся могут самостоятельно или вместе с учителем произвести измерения любых природных объектов как под микроскопом, так и на картах. Программе безразлично, какой объект вы оконтуриваете: живой микроорганизм, рыбью чешуйку или ландшафт. Главное, что любой полученный результат может быть доступен для общего обсуждения. Более того, Интернет, оптико-волоконная и спутниковая связь позволят классу общаться с кем-то из светил российской науки, находящимся хоть в тысячах километров от Листвянки, отправить ему результаты и получить комментарий в режиме реального времени.
В обширной и разнообразной программе открытия экологического образовательного центра Байкальского музея, рассчитанной на полный рабочий день, было запланировано проведение специализированной викторины «Экоэрудит» для школьников и студентов. Предполагалось, что делегация Фонда имени Вернадского, на средства которого закупалось цифровое оборудование, на месте подведёт итоги и наградит победителей. Но произошла досадная накладка. Из-за нелётной погоды или по каким-то иным авиационным коллизиям до Байкала, к сожалению, не смогли добраться почётные гости из ООН, ЮНЕСКО и Фонда имени Вернадского. Вылет их самолёта из Москвы вначале был отложен на четыре часа, а потом и вовсе перенесён на неопределённое время. Но, благодаря новым возможностям, викторину отменять не стали. Ответы участников по Интернету отправили в Москву и, не будь между Иркутском и столицей пятичасовой разницы во времени, участники викторины могли бы скоро узнать имена победителей. Только присутствовавшие на открытии спонсоры предложили более интересный вариант: участники викторины будут приглашены на новогоднюю ёлку в Иркутский драматический театр. Там от имени Фонда имени Вернадского будут объявлены победители, вручены дипломы и подарки.
Идея создания вот такого ультрасовременного экологического образовательного центра, как рассказал Владимир Фиалков, родилась ещё в 1993 году, когда Байкальский музей стал самостоятельным научно-исследовательским учреждением. И основана она не на пустом месте, а на традициях просвещения, заложенных его основателями.
– Для музея недостаточно заниматься научными исследованиями и представлять полученные знания о Байкале в популярных экспозициях для наиболее любопытной части населения, – считает директор Байкальского музея. – Мы стремимся к активному распространению экологических знаний, в которых Байкал является уникальным и одновременно характерным примером.
Официальное открытие образовательного центра – это не финальная, а исходная точка создания новой многоуровневой и массовой школы экологических знаний. В ней будут учиться школьники, студенты и аспиранты. Преподаватели средних школ и вузов тоже требуют обучения. Ну и, наконец, руководители разного уровня. От директоров небольших частных туристических и прочих природопользовательских предприятий и организаций до государственных чиновников не только регионального, но и федерального уровня.
Необходимость в таком дополнительном образовании, по мнению Фиалкова, совершенно очевидна. Более того, на него не только у школьников и студентов, но и у бизнесменов спрос появляется. В подтверждение он рассказывает о строительной организации, руководитель которой недавно обратился в музей с просьбой прочитать курс лекций о Байкале его топ-менеджерам. Потому что это, во-первых, интересно, а во-вторых, нужно для того, чтобы понять экологические перспективы и правильно формировать свой бизнес на участке всемирного природного наследия.
Техническое оснащение созданной аудитории, это подчёркивали многие, обеспечивает колоссальные возможности для новых форм обучения. Они пока ещё даже не осознаны в полной мере. Как раз поэтому, на мой взгляд, открытие образовательного центра превратилось в своеобразный мозговой штурм по перспективам его развития. Даже в официальных поздравительных речах, и уж тем более в кулуарах, во время кофе-брейк, на экскурсии по дендропарку, во время виртуального погружения в глубины Байкала на уникальном музейном батискафе, то и дело кто-то восклицал: «А ведь можно ещё…». И высказывалась новая идея, способная вывести образование на новый, более эффективный уровень. В этой связи как нельзя кстати состоялся «круглый стол» «Экологическое образование и просвещение как фактор устойчивого развития Байкальского региона». И даже короткие блиц-интервью, которые я брал в этот день у многочисленных гостей музея, всякий раз сводились к перспективам развития центра. Не стал исключением и проректор по научной работе Иркутского государственного университета, доктор наук Александр Аргучинцев.
– Да, безусловно, завидно, – признался, отвечая на мой вопрос, Александр Валерьевич. – В нашем университете такого пока нет. Вот этот незаурядный проект, связанный с развитием Байкальского музея в целом, успешно продвигается благодаря незаурядной личности Фиалкова. Вы видите, что делается? Батискаф! Дендропарк! Аквариумы! Самые современные цифровые технологии и собственные компьютерные программы! Байкал – уникальнейший природный объект не только для научных исследований, но и для объединения людей. Коллектив Байкальского музея это понимает и развивает весьма успешно.
Реализуя несколько пилотных проектов, связанных с проведением летних школ на Байкале с нашими партнёрами из Германии и Швейцарии, мы поразились, насколько велик интерес в мире к озеру Байкал. Насколько народ жаждет приехать сюда посмотреть, потрогать своими руками. Вот этот образовательный центр, как я вижу, можно использовать ещё и для повышения эффективности международных образовательных программ. Летний сезон короткий, но всю подготовительную работу – общее знакомство с Байкалом, его специфическими экологическими проблемами – можно проводить ещё до приезда к нам зарубежных партнёров в виртуальном режиме. Учёные и студенты могут познакомиться, выработать единую научную языковую платформу и детально подготовиться к летним исследованиям в процессе прямого общения, в режиме реального времени, но находясь в разных точках земного шара, чтобы потом не тратить на это драгоценного времени. А это значит, что летом они смогут сделать в несколько раз больше…
– Сегодняшнее событие не просто торжественное или радостное, – считает Игорь Бычков, заместитель председателя президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН, – сегодня очень важное событие для развития всего экологического образования в Иркутской области, в Байкальском регионе. Байкальский музей наглядно показал нам всем возможности и пути вывода пропаганды научно-естественных знаний на принципиально новый уровень. До сих пор в школах использовалось какое-то… ну, скажем, очень простое оборудование…
– Вы не хотите сказать «примитивное»…
– Нет, не хочу, потому что даже топор и молоток в умелых руках позволяли создавать такие архитектурные сооружения, которые удивляли потом весь мир. Дело не только в том, какое это оборудование, но и в чьих руках оно находится. А сложное, очень современное, высокотехнологическое оборудование образовательного центра Байкальского музея, как мы убедились, находится в руках очень грамотных, эрудированных людей, специалистов в своём деле. Думаю, что о многом мы пока даже не догадываемся, и верю, что они могут удивить не только нас, но и мир.