издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Революции не будет»

Судебная реформа в России идёт своим чередом

  • Автор: Пресс-служба Иркутского областного суда

«Наш суд – самый гуманный суд в мире» – эта фраза из популярного кинофильма в последнее время приобрела некий иронический оттенок. Хотя что есть гуманность в правосудии? У обвиняемого и пострадавшего в этой части будут диаметрально противоположные взгляды. Критика в адрес судей раздаётся постоянно – кто-то твердит об излишней мягкости Фемиды, другие, наоборот, о неоправданно карательном уклоне правосудия, неповоротливости судебной машины.

О том, как вернуть доверие общества к суду, люди в мантиях говорили в начале декабря на Всероссийском съезде судей в Москве. Приангарье на форуме представляли девять человек, в том числе исполняющий обязанности председателя Иркутского областного суда Иван Попов, Заслуженный юрист РФ.

– Революции не будет, но судебная реформа ещё далека от завершения, – с этих слов  он начал свой отчёт об итогах съезда перед коллегами из Иркутского облсуда. – Настал черёд отладки механизма правосудия. Проблемы, которые сегодня испытывают суды, – это, так или иначе, проблемы нашего общества.

А болезненных точек в судопроизводстве действительно накопилось немало.

На съезде служители Фемиды обсуждали вопросы совершенствования законодательства: как сократить число арестантов в стране и кто именно заслуживает заключения. Показательно, но именно от судей поступило предложение о ревизии карающих статей закона – переводе ряда тяжких преступлений в категорию средней тяжести. Предлагалось также более активно применять альтернативные виды наказания – исправительные работы и штрафы; залог и домашний арест в отношении женщин и несовершеннолетних – по мере пресечения.

Ещё одна острая тема – нарушение сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кто виноват, и что делать? Ставить голословно в вину одному судье затягивание процесса, обвинять его в умышленной волоките, в то время как суды буквально завалены мелкими делами, было бы неверно. Разгрузить служителей Фемиды могло бы досудебное разрешение спора – в самом суде или через юридическое посредничество, так называемую медиацию. Законопроект отправили в Госдуму

5 лет назад, но документ до сих пор пылится под сукном. Между тем в США – стране, жители которой судятся, что называется, по поводу и без, – свыше 80% дел разрешаются до суда.

В Москве же, в Охотном ряду, ждёт своего часа и разработанный Верховным судом законопроект о предоставлении гражданам компенсации за нарушение разумных сроков рассмотрения дел и неисполнение судебных решений.

– Суды наконец должны получить право на установление сроков проведения экспертизы, – подчеркнул Иван Попов. – Ведь сейчас, например, чтобы дождаться результатов из института имени Сербского, необходим как минимум год. И потому дела рассматриваются не только месяцами, но и годами.

Эпидемия, от которой страдают все суды, – опоздание повесток о явке в суд. Отдельной строкой служители Фемиды предложили создать службу специальной судебной корреспонденции, дабы письма из Домов правосудия до адресатов не путешествовали месяцами. В течение многих лет не смолкают разговоры о том, что необходимо вернуть административную ответственность за неуважительную неявку свидетелей и сторон в суд, но до сих пор ничего не сделано.

– Дисциплинирующим моментом для всех без исключения участников процесса, в том числе и по разумности сроков рассмотрения дел, может стать закон об открытости судов, на днях таки принятый Госдумой, – считает и.о. председателя Иркутского областного суда.

Уже сейчас в областном суде и в ряде районных и городских ведётся аудиопротоколирование заседаний, есть возможность видеоконференц-связи со следственными изоляторами, появились комнаты защиты свидетелей, при судах создаются пресс-службы.

– Чем больше люди будут знать о работе судов, тем меньше будет слухов и иной недостоверной информации, – отметил главный судья Иркутской области, – но есть и минусы. Пока неясно, как по закону об открытости будет защищена тайна личной жизни участников процесса. Псевдонимы или инициалы – не исключено, что жители маленького городка узнают своих «героев» под любым именем. В законе всё должно быть чётко прописано от «а» до «я». Важно сохранить разумную грань, чтобы открытость из блага не пошла во вред.

Закон об открытости вступит в силу с июля 2010 года. Впрочем, более доступным и открытым для жителей Приангарья Иркутский областной суд станет уже в ближайшем будущем. Как рассказал Иван Попов, суд готовится к новоселью – переезд в новое четырёхэтажное здание по улице Байкальской завершится к концу февраля. В Доме правосудия практически готовы к приёму посетителей шесть залов судебных заседаний – просторных, светлых, оснащённых по последнему слову техники. Но и привычное для иркутян здание на улице Пролетарской тоже не будет пустовать – после небольшой реконструкции по расширению залов туда въедут суд присяжных и уголовная коллегия (судьи первой инстанции).

Немало слов на Всероссийском съезде судей было произнесено о независимости третьей ветви власти, безопасности судей. Как отметили участники съезда вместе с президентом страны, «никакой международный суд не может подменить российское правосудие. Но и сама наша судебная система должна быть настолько независимой и справедливой, чтобы свести к минимуму обращения российских граждан в международные суды».

Безусловно, всех проблем, волнующих сообщество людей в мантиях, съезд не решил и не мог бы решить. По-прежнему судам нужны основные законы – о судопроизводстве, ювенальной и административной юстиции, в условиях глобального финансового кризиса требует корректировки Программа развития судебной системы страны до 2011 года.

Серьёзную работу в этом направлении предстоит провести новому составу Совета судей России, избранному на съезде. Отмечу, что по результатам этих выборов Иркутская область оказалась самой представительной: в Совет судей страны вошли сразу четыре служителя Фемиды из Приангарья – Иван Попов, Лилия Коцарь, Сергей Макаров и Николай Кулик.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры