издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Золотое» лекарство от недуга

В Москве недавно прошёл 12-й Российский онкологический конгресс. На пресс-конференции, состоявшейся в рамках этого форума, была объявлена главная новость: у больных, страдающих раком печени, появилась надежда на продление жизни. 26 сентября этого года в России зарегистрирован первый и пока единственный препарат для лечения этого онкозаболевания – нексавар.

Ежегодно регистрируется около 6 тысяч россиян с диагнозом «рак печени». 90% из них считаются неоперабельными. Их прогноз до сих пор был неутешительным: не более одного года, прожитого в мучениях. Новый препарат прошёл серьёзные международные испытания. За 30 последних лет проведены 75 исследований различных видов терапии рака печени. В результате найдено лекарство, которое блокирует рост раковых клеток и образование кровеносных сосудов, питающих опухоль. 44% пациентов, принимающих это лекарство, хорошо чувствовали себя после года лечения. В отличие от химиотерапии, воздействующей на весь организм и вызывающей ухудшение общего самочувствия больного, новый препарат является таргетным (от английского слова «таргет» – цель, мишень). Это значит: лекарство наносит точечный удар и практически не вызывает побочных эффектов. К тому же выпускается в таблетках, которые вполне можно принимать дома, в более комфортных по сравнению с больничными условиях. Амбулаторное лечение пациенты переносят легче, ведь дома и стены помогают. Обо всём этом на пресс-конференции журналистам рассказали известные онкологи, профессора Олег Скипенко и Юрий Патютко, заведующие отделениями научного центра хирургии РАМН и Российского онкологического научного центра.

Что остаётся в тени

Каждую минуту один гражданин России слышит приговор: «Диагноз – рак». Третье место по смертности от онкозаболеваний занимает рак печени. И в первую очередь рискуют заполучить такой диагноз те, кто переболел гепатитами В и С. Таких в России 20 миллионов человек. По словам Юрия Патютко, сегодня у половины страдающих раком печени это заболевание протекает на фоне гепатита, и интервал между двумя диагнозами составляет в среднем 15 лет. Если учесть масштабы распространения гепатита в нашей стране в последнее десятилетие, то уже в самое ближайшее время следует ожидать резкого роста заболеваемости раком печени.

Готовы ли мы к такому повороту? Изобретение нового препарата, его регистрация Росздравнадзором – это только научная и юридическая стороны вопроса. Да, лекарство от рака изобретено, и им разрешено пользоваться. Но насколько оно доступно? Известно, что лечение онкозаболеваний – очень дорогое «удовольствие». Практически оно возможно только в случае государственного финансирования.

Пока что в России решён вопрос лишь с обеспечением дорогостоящими препаратами больных раком крови. По словам члена координационного совета межрегиональной организации «Движение против рака» Александра Блудышева, на уровне Минздравсоцразвития России есть понимание проблемы, и у страдающих опухолями печени появилась надежда, что за новый суперпрепарат им не придётся платить из своего кармана.

У абсолютного большинства онкобольных карман таких расходов просто не выдержит: лечение нексаваром, например, обходится в 5 тысяч евро, одной упаковки таблеток хватает на месяц, длительность курса терапии предположительно 8–12 месяцев. Такая вот арифметика.

Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт

Профилактикой рака печени является в общем-то здоровый образ жизни. Риск заболеть гепатитом или циррозом увеличивается в разы для тех, кто злоупотребляет алкоголем или принимает внутривенные наркотики. Против гепатита В есть, наконец, и прививка. Однако никто не застрахован от беды.

Между тем специалисты утверждают, что на ранних стадиях рак печени излечим чуть ли не стопроцентно. Вся беда в том, что поражение этого органа абсолютно бессимптомно. Больные обращаются к врачу обычно на четвёртой стадии, когда опухоль распространяется уже по всей печени и метастазы проникают в другие жизненно важные органы. Таких пациентов оперировать хирурги не берутся.

Олег Скипенко и Юрий Патютко считают, что проблему рака печени могла бы решить простая профилактическая процедура: достаточно каждому один раз в год делать УЗИ – и старуха, вооружённая косой, непременно отступит. Только для большинства россиян даже и ультразвуковая диагностика малодоступна. В поликлиниках областного центра и то нужно стоять месяцами в очереди, чтобы пройти назначенное врачом обследование. Что уж говорить о сельских жителях…

К тому же сегодня внимание населения на том, как уберечься от рака, не акцентируется, профилактикой онкозаболеваний, скринингом – ранней диагностикой, выявлением групп риска – в регионах никто толком не занимается. Александр Блудышев рассказал, что в каждом федеральном округе сейчас создаются исследовательские центры, которые возьмут на себя организацию кампании по ранней диагностике страшного недуга, составят регистр онкобольных и тех, кто в первую очередь рискует попасть в их число.

Однако сколько времени понадобится на претворение этих планов в жизнь? Когда современные методы лечения и дающие шанс на выживание препараты станут доступными для всех нуждающихся? На эти вопросы сегодня нет ответа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры