издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Партнёры государства

Общественное движение остаётся одной из важных форм социализации молодёжи. Вряд ли можно переоценить ту роль, которую они выполняют. Нужно сказать, что в плане поддержки детских и юношеских организаций Иркутская область выглядит вполне прилично. Заместитель министра Иркутской области по физической культуре, спорту и молодёжной политике Игорь Иванов уверен, что одним из наиболее эффективных механизмов поддержки общественных организаций является областной реестр. Включение в этот документ даёт организации право на получение помощи от государства.

– Игорь Владимирович, существуют ли законы, регламентирующие деятельность общественных организаций на уровне региона? Где прописаны механизмы их поддержки, и насколько они действенны?

– У нас действуют областные законы «О государственной молодёжной политике» и «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Именно в них прописаны механизмы поддержки детских организаций. Они вполне реальны, они сегодня работают и приносят свои плоды. Реестр молодёжных и детских общественных объединений – один из таких механизмов. Организации, вошедшие в него, получают право на государственную поддержку.

Реестр был создан на территории области в 2003 году. Количество входящих в него организаций постоянно растёт. Если на момент создания реестра их было только шесть, то в 2008 году – уже 29. Более того, сейчас готовятся документы на включение ещё двух организаций. Это говорит о том, что входить в реестр престижно и полезно для организации. Если бы меры господдержки были неэффективными, туда попросту никто бы не пошёл. На сегодня реестр однозначно востребован и меры, которые предоставляются по реестру, безусловно, оказывают влияние и на развитие общественных организаций, и на развитие детского движения в целом.

– Можете перечислить, какие меры поддержки оказывает государство тем организациям, которых признаёт своими партнёрами?

– Сейчас организации, вошедшие в реестр, могут получать субсидии на укрепление материально-технической базы, оплату коммунальных услуг, аренду помещения. Могут получать средства на транспортные расходы. Филиалы организаций располагаются по территории всей области. А Иркутская область большая, передвигаться по ней достаточно дорого. Такая форма поддержки, безусловно, укрепляет связи между головными организациями и их подразделениями.

Ещё одна мера – обучение и переподготовка сотрудников организации, повышение их квалификации. Она призвана повысить качество работы общественников, дать возможность расти их внутреннему потенциалу.

Механизмы постоянно видоизменяются. Это происходит в ходе общественных слушаний, которые проводятся совместно с депутатами ЗС, общественными организациями. Именно благодаря совместной работе формируются новые механизмы, которые призваны помочь общественным организациям развиваться.

Усилиями депутатов ЗС рамки реестра расширены, и теперь он открыт для местных отделений и организаций, действующих на уровне муниципальных образований. В реестре 2009 года представлены 14 муниципальных организаций и 15 областных. Подобная форма поддержки помогает не только крупным организациям, работающим на уровне области, но и мелким даёт возможность претендовать на господдержку.

– Пользу от господдержки можно в чём-то измерить? Насколько она эффективна?

– Прежде всего мы должны понимать, какие результаты следует ждать от господдержки. Первое и главное – устойчивое развитие детского и молодёжного общественного движения в области. Его можно измерить цифрами. На сегодня порядка 8,5% молодёжи и детей вовлечены в общественное движение той или иной формы. Много это или мало – другой вопрос. Если посмотреть среднероссийскую статистику, то там аналогичный показатель составляет 6%. Оговорюсь, что мы не учитываем разного рода неформальные, незарегистрированные движения. Цифры, которые мы имеем по области, на мой взгляд, показательны. Так что общественные организации у нас живут и развиваются. Это хорошо, потому что они являются инструментом социализации молодёжи и профилактики таких явлений, как экстремизм, преступность, наркомания и так далее.

Кстати, мы отслеживаем ещё одну вещь – экстремизм и экстремистские проявления в молодёжной среде. Следует сказать, что этот блок работы находится на стыке нашей сферы деятельности с силовыми органами. Мы очень тесно работаем и в плане мониторинга, и в плане обмена информацией, и, конечно, в плане тех усилий, которые предпринимаем как орган исполнительной власти для профилактики таких явлений. Здесь необходимо держать руку на пульсе.

– Всё-таки социально опасные явления у нас есть?

– Есть. Но нужно понимать, что противостоять им можно, лишь предлагая позитивную социально активную деятельность. Альтернатива нужна. Ею как раз является детско-юношеское движение в различных его проявлениях. Когда молодому человеку будет предложен огромный выбор деятельности по интересам, гораздо меньше шансов, что он уйдёт в какие-то сектантские или экстремистские движения. Поддерживая созидательные, социально активные направления, участвующие и в общественной, и в политической жизни, мы создаём для молодёжи возможности социализации, самореализации и так далее. Такая деятельность будет идти во благо обществу и самому молодому человеку.

При работе с «неформалами» мы пытаемся оказывать им содействие, чтобы позитивно настроенные организации легализовались, могли претендовать на участие в различных проектах, на получение поддержки.

– Существуют ли критерии отбора организаций, которые входят в реестр, и кто их определяет?

– Критерии такие есть, они записаны в региональном законе «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Он регламентирует, какие организации могут претендовать на меры государственной поддержки, какие формы государственной поддержки могут быть оказаны. Например, регламентируется количество членов организации, она должна действовать не менее года на территории области. Если организация областная, она должна иметь не менее трёх филиалов в Иркутской области. Эти требования формальные, но как раз отвечают запросам, которые предъявляются к общественному движению. Организация должна быть структурирована, у неё должен быть руководящий орган, лидер и так далее.

Абсолютно точно можно сказать, что организации, вошедшие в реестр, – полноправные партнёры государства. Через их деятельность осуществляется социальный заказ государства на работу с детьми и молодёжью.

– Вы сказали, что в Иркутской области в общественные движения вовлечено 8,5% молодёжи. А если сравнить с другими странами? И вообще, существует какой-то оптимальный показатель занятости в общественной жизни?

– Трудно говорить о какой-то оптимальной величине. Многое зависит от менталитета, от зрелости гражданского общества, от многих вещей.

– От кризиса например.

– От кризиса тоже, но не только от него. Далеко не всё и не всегда упирается в деньги. Что такое добровольчество? По сути это идеология служения другим людям. На первое место здесь ставится принесение пользы своему Отечеству, городу, посёлку. Это идеология собственной полезности и необходимости приносить пользу другим. Речь идёт о том, чтобы собственный безвозмездный труд направить на благое дело.

Если посмотреть на всё это с экономической точки зрения, весьма интересная картина получится. В Европе практически каждый третий житель является добровольцем. Когда оценили деятельность волонтёров с точки зрения экономики, оказалось, что доход от их активности в два раза перекрывает государственный бюджет. Фактически своим безвозмездным трудом они оказывают услуги на сумму, эквивалентную бюджету той или иной страны. Много это или мало, если говорить экономическими категориями? Проекты, которые реализуются у нас, тоже можно и нужно оценивать по экономическим категориям. Подсчитайте, и получите результат и экономический эффект, который влияет и на экономическую ситуацию, и на социальную стабильность в регионе.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры