издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Жертвы оптимизма

Депутаты приняли бюджет, который никому не нравится

«Оптимистичным» назвал бюджет-2009 региональный минфин. Вчера сессия Заксобрания приняла главный финансовый документ в первом чтении. Но поводов для оптимизма бюджетополучатели в нём не увидят. 3,8 млрд. рублей потеряли муниципалитеты. В два раза сократились расходы на образование, в три – на сельское хозяйство. Прогноз на следующий год по налоговым потерям – 5,5 млрд. рублей. «Нас просто загнали в угол», – резюмировал один из депутатов.

С оптимизмом

«Основные характеристики бюджета в нынешних условиях являются оптимистичным вариантом», – заявила заместитель главы минфина Иркутской области Раиса Распутина. Оптимизм выглядит так. Доходы областного бюджета сформированы в сумме 60,4 млрд. рублей (это на 1,4 млрд. рублей меньше, чем в предыдущем варианте), расходы – 61,7 млрд. рублей, что на 7% ниже, чем исполнение 2008 года. Таким образом, дефицит – около 1,3 млрд. рублей, или 2,9% к объёму собственных доходов. В результате в полном объёме заложены расходы на зарплату (с учётом увеличения МРОТ).

Властям удалось «подрезать» не менее 5 млрд. рублей расходов и в 3,6 раза сократить объём дефицита. «И этот дефицит можно назвать «техническим», – заявил временно замещающий должность главы министра финансов Алексей Зезуля. «Бюджет формировался в непростых условиях», – отметил глава комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Сергей Курилов. Что такое аврал, легко представить. «Три документа у меня в руках с социально-экономическими показателями, – удивился на бюджетных слушаньях вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – В разных документах рост производства ДВП лесоперерабатывающими предприятиями региона заложен то в 15%, то в 8%, а валового регионального продукта – то в 104%, то в 107%». Цифры действительно расходятся. Так, индекс промышленного производства в пояснительной записке к итогам социального развития составляет 107,7%, а в документе под названием «Ожидаемые итоги социально-экономического развития на 2008 год» – 106%. Правительство оказалось в ситуации, когда бюджет пришлось рассчитывать, во-первых, по прогнозам, сделанным ещё тишанинской администрации, во-вторых, базовые показатели с августа поломал кризис. «Я 12 раз участвую в принятии бюджета, но такого никогда не было, – заявил заместитель руководителя Облсовпрофа Валерий Лукин. – По сути, нет никакой программы социально-экономического развития. Мы идём туда, не знаю куда».

Именно в таком варианте бюджет ушёл в Минфин РФ. Обе ветви власти сходятся во мнении: нынешние параметры бюджета уже останутся неизменными. «Умышленно завышать дефицит областного бюджета нельзя, – заявил «Конкуренту» Сергей Курилов. – Сокращения были необходимы. Ранее намеченные планы по увеличению доходной базы бюджета позволяли ввести в бюджет финансово ёмкие областные государственные целевые программы. Теперь такой возможности нет».

«Регион аккумулировал максимум доходов, имея на руках информацию от основных крупных налогоплательщиков, наблюдая динамику изменения цен, уровня жизни, доходов муниципалитетов, – заявил Сергей Курилов. – Именно эта сумма и заложена в бюджет». Со слов Алексея Зезули, из 8,5 млрд. прогнозных заёмных средств удалось взять только 1,3 млрд. рублей. 5 декабря региональные финансисты вернулись из Москвы с комфортным письмом Минфина на возможность займа 3 млрд. рублей во Внешторгбанке. Появилась возможность пролонгировать ещё один кредит в 500 млн. рублей, срок которого кончался 15 декабря.

По сусекам

Никто не гарантирует, что бюджет не будет уменьшен ещё в 2009 году. Как заявил «Конкуренту» Сергей Курилов, проект не учитывает последних налоговых изменений федерального уровня. Министр экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области Владимир Пашков сообщил, что изменения в федеральном законодательстве могут дать минус в 5,5 млрд. рублей в региональной казне.

По словам Алексея Зезули, общий объём налоговых и неналоговых доходов сформирован в сумме 64,9 млрд. рублей, это только на 12 млн. рублей ниже 2008 года. При этом даже по «докризисным» оценкам августа 2008 года регион уже терял около 1,4 млрд. рублей по налогам. Сейчас же, по оценкам федерального Минфина, сокращение по налогу на прибыль может составить около 15–20%, по НДФЛ – ещё больше. Владимир Пашков заметил, что обычно сборы по НДФЛ в четвёртом квартале росли, сейчас же ситуация в регионе обратная. На прошлой неделе заместитель председателя правительства Иркутской области Александр Ведерников заявил о создании межведомственной рабочей группы по оптимизации налоговых сборов. Ведерников считает, что работа этой группы, в частности, с крупными налогоплательщиками, позволит собрать в бюджет не менее 5 млрд. рублей.

«Я не могу оценивать заявления Александра Ведерникова, но предполагаю, что цифра эта возникла после определённых консультаций с ФПГ, – заявил «Конкуренту» Сергей Курилов. – В любом случае после того, как депутаты пошли навстречу Минфину и согласились на сокращение социальных программ, они вправе ждать от правительства ответа за озвученные цифры. Подчеркну: в вопросе оптимизации налоговой базы у нас с администрацией никаких противоречий нет – мы работаем на одну цель». Сергей Курилов намекнул: по информации «Серого дома», одна из крупных промышленных компаний региона недоплачивает в региональный бюджет около 800 млн. рублей, а к концу года эта сумма может увеличиться до миллиарда.

«Сейчас возникла странная практика, когда компании, формируя свой бюджет, в известность регион не ставят, – сказал Сергей Курилов. – Да, с крупными компаниями подписываются соглашения. Но если случается вот такое, судите о качестве этих соглашений. Любая территория мечтает о том, чтобы компании, использующие её сырьевую базу, отдавали средства в региональный бюджет. Почему мы обсуждаем бюджет публично, а формирование доходов налогоплательщиков не публично?» Однако Сергей Курилов не исключил, что в следующем году будет рассмотрен вопрос о снижении ставки налога на прибыль в региональной его части. «Месяц-три мы посмотрим, какая ситуация на предприятиях, – сказал он. – Они сейчас получат возможность не платить 4% налога на прибыль в федеральной части. Если при помощи этих средств они не отправят людей на улицу, а деньги будут использованы на пополнение оборотных средств компании, а не отправлены в оффшоры и не обналичены, то, конечно, таким предприятиям нужно помогать».

В режиме «денег нет»

Областная казна получит из федерального бюджета 14,3 млрд. рублей безвозмездных поступлений. Это 78% к уровню 2008 года. Алексей Зезуля заявил, что объёмы могут быть увеличены в течение 2009 года. 7 млрд. рублей из этих поступлений – целевые. В новом бюджете заложены все расходы на заработную плату. На 30 областных социальных государственных целевых программ выделено 1,9 млрд. рублей.

Межбюджетные трансферты составляют в общем объёме расходов 41,7% (4,3 млрд. рублей – дотации, 7 млрд. – субсидии, 10 млрд. – субвенции). Алексей Зезуля сообщил, что доля целевых субсидий вырастет на 12%, при этом фонд финансовой поддержки поселений проиндексирован не будет. Напомним, что в результате изъятия части нормативных налоговых отчислений муниципалитеты потеряли 3,8 млрд. рублей. В среднем местные бюджеты недосчитались по 18%.

Сергей Курилов подтвердил, что при сокращении бюджета между двумя ветвями власти были достигнуты «определённые договорённости». Прежде всего по возврату части изъятых средств в муниципалитеты. Интересно, что неделю назад Александр Ведерников публично заявил, что никаких обещаний мэрам областная власть не давала. Эту линию в четверг на комитете продолжил Владимир Пашков. «Он попытался по-своему интерпретировать те договорённости, которые были с Заксобранием перед принятием новой версии закона о межбюджетных трансфертах, – заявил Сергей Курилов. – Речь идёт об одном миллиарде двухстах сорока трёх миллионах, которые должны быть отданы муниципалитетам в течение 2009 года».

«Серый дом» не отказался от этих обязательств, но начал диктовать свои условия. Поскольку не был оговорен способ возврата денег, администрация оставила за собой право его выбрать. Владимир Пашков заявил, что деньги вернутся в территории в виде дотаций и субвенций на заработную плату в социальных учреждениях и зарплату муниципальным служащим. По сути, муниципалитеты лишаются права самостоятельно распоряжаться этой суммой. Однако Алексей Зезуля считает, что целевые средства позволят высвободить собственные деньги местных бюджетов. «Субсидии получат все поселения, за исключением Иркутска, которому положена дотация в 134 млн. рублей», – сказал Зезуля.

«Если были договорённости между двумя сторонами, их нужно исполнять, – уверен Сергей Курилов. – И механизм реализации должен быть выбран по совместной договорённости сторон». Депутаты неожиданно обнаружили «минусы» в таблицах: оказалось, что новая методика даёт компенсацию не всем муниципалитетам (по предварительной договорённости пострадать должны были только Иркутск, Братск и Ангарск). Реально в минусе оказались и другие. Так, в Бодайбо «выпал» 221 млн. рублей. Компенсировали им только 26 млн. рублей в виде дотаций. Киренский район из-за перераспределения налоговой базы потерял 35,1 млн. рублей плюс более 10 млн. рублей по дотациям. Для Иркутска общая сумма всех видов выпадающих доходов – не менее 2,5 млрд. рублей. Для Братска, со слов председателя местной Думы Эдуарда Дёмина, – около 1 млрд. рублей. Забавно, но ровно такую же сумму заложил минфин на выдачу кредитов муниципалитетам (кстати, в два раза больше, чем в 2008 году).

Интересно, что никто вслух не говорил о такой теме, как сокращение бюджетной сферы. Однако скрытый механизм уже заложен – минфин сформулировал такую методику, при которой муниципалитеты, тратящие большой объём средств на выплату зарплат, вынуждены будут вкладывать собственные средства, а те, что ниже среднеобластного уровня, получат «бонусы». Заложен и стимул к сокращению до средних нормативов количества муниципальных служащих. «Не секрет, что при Александре Тишанине бюджетная сеть значительно выросла, – отметил собеседник «Конкурента» в Заксобрании. – Есть над чем работать и чем заниматься».

«Приоритетные приоритеты»

Практически каждое выступление, будь то мэр или депутат, начиналось со слов: «Это невозможно принять», и заканчивалось: «Учитывая сложившуюся обстановку, надо принимать». «Серый дом» расставил «приоритетные приоритеты» (цитата из пояснительной записки. – «Конкурент»). Бюджет оплатит 30 областных государственных социальных целевых программ (1,9 млрд. рублей). «В здравоохранении есть такое понятие – «по жизненным показаниям», – заявил депутат Гайдар Гайдаров. – По жизненным показаниям нельзя уменьшать производство донорской крови на 25 млн. рублей. Содержание областных лечебных учреждений в прежней версии бюджета – 75%, в нынешней – 38%. Как сокращать деньги на питание больных? У нас ведь лечебное питание, а не обжираловка колбасная. На 5,5 млн. рублей сокращены расходы на электрическое обеспечение. Мы уже свернули «диализную» почку, развитие областной психиатрической службы. Мы, кажется, договаривались, что донорская кровь будет увеличена до 70% и что деньги будут найдены в других отраслях. Я обращаюсь к минфину: повернитесь лицом к здравоохранению!» С этим криком Гайдар Гайдаров за последнюю неделю обращался к правительству трижды. Вместе с ним кричал депутат-аграрий Илья Сумароков – расходы на блок АПК были сокращены с 941 млн. до 331 млн. рублей. Это означает, что из федерального бюджета по программам софинансирования регион уже не получит порядка 735 млн. рублей. «У нас чрезмерно большой чиновничий аппарат, – заявил Илья Сумароков. – Раньше столько доярок и свинарок не было, сколько сейчас чиновников». Коммунист Евгений Рульков напомнил коллегам, что в бюджете осталась единственная статья, расходы на которую были увеличены, – общегосударственные вопросы (сумма – около 4 млрд. рублей). Александр Ведерников весьма изящно объяснил ситуацию. Оказывается, основные деньги пойдут на обслуживание долгов и в резервный фонд.

«В правительстве Иркутской области попросту возникло желание распоряжаться бюджетными средствами по собственному усмотрению», – заявил от имени фракции КПРФ в областном парламенте Евгений Рульков. Фракция приняла решение голосовать против принятия бюджета в первом чтении. Двумя днями ранее с рекомендацией не принимать бюджет выступил Облсовпроф. Тем не менее сессия 31 голосом против шести приняла бюджет в первом чтении. В ином случае, со слов вице-спикера Геннадия Истомина, объединившийся регион не мог бы рассчитывать даже на формирование бюджета по одной двенадцатой. «В других субъектах ситуация ещё хуже, – сказала спикер ЗС Людмила Берлина. – В Забайкальском крае 15 социальных программ утратили силу, 36 приостановлены, в Архангельской области бюджетное администрирование передано исполнительной власти». «Ни о какой социальной направленности бюджета говорить не приходится, – резюмировал депутат Владимир Матиенко. – Нет гарантии, что мы не будем сокращать его ещё. Нас просто загнали в угол».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры