Газета к утреннему кофе
90-летие со дня образования отметило на днях всероссийское агентство «Роспечать», а вместе с ним и региональное представительство в Приангарье – ОАО «Иркутскпечать».
Крупнейшая в стране сеть по распространению прессы создавалась вскоре после Октябрьской революции, когда печатные издания были главным орудием агитации новой власти. На заре власти Советов существовало сразу несколько подобных организаций. С конкуренцией покончил декрет от 21 ноября 1918 года за подписью Якова Свердлова «Об учреждении Центропечати». Знакомая взрослому поколению вывеска «Союзпечать» появилась в 1930 году. «Союзпечати» были переданы руководство и функции по экспедированию периодической печати, а также газетно-журнальные почтамты и экспедиции, находившиеся в ведении Почтового управления. Привычные глазу газетно-журнальные киоски начали массово появляться лишь в послевоенные годы, когда на каждую тысячу населения приходилось около 300 наименований периодических изданий. А вскоре появилось и Иркутское областное агентство «Союзпечать».
Перестройку 80-х годов прошлого века «Союзпечать» пережила без заметных катаклизмов. Наблюдался даже приличный рост объёма продаж. С утра пораньше люди выстраивались в очереди, и уже к обеду купить свежую газету с судьбоносным решением партии было проблематично. Ощутимые трудности начались с 1994 года, который поставил официальную точку на государственной монополии в этой сфере. Иркутское подразделение приватизировалось и стало совершенно не зависимым от центральных органов «Союзпечати». Вскоре стало ясно, что разрозненность создаёт ряд сложностей с доставкой газет и журналов из столицы, других регионов и из-за рубежа.
Сама жизнь диктовала, что в данной отрасли необходима централизация. Эту функцию на себя взяло столичное агентство «Роспечать», которое за короткое время достигло статуса сети федерального значения. К сожалению, возродиться в былых масштабах уже вряд ли возможно. Сейчас Иркутская область в лице «Иркутскпечати» – самая крайняя точка «Роспечати» на карте России.
Спецификой и одновременно проблемой для Приангарья стала сложная схема доставки прессы из Москвы (приходится использовать медленную доставку по железной дороге или дорогую по воздуху). Вдобавок аналогичные же сложности существуют внутри самого региона. До близко расположенных к Иркутску городов прессу можно достаточно оперативно привезти и на автотранспорте. В то же время братчанам, устьилимцам и жителям отдалённых населённых пунктов приходится мириться с «прокисшим» за два-три дня товаром. Поделать с этим что-либо довольно сложно — перевозка самолётами стоит слишком дорого, да и летают они не каждый день.
В момент очередного преобразования у «руля» «Иркутскпечати» оказался опытный экономист и управленец – Жамиль Шайхиев. Директор признаётся, что ранее не имел опыта работы в этой сфере. Поэтому изначально его попросили возглавить местное отделение лишь временно, до тех пор, пока не найдётся профессионал в этом деле. Прошёл месяц, за ним другой и третий, но такового всё не обнаруживалось. За это время руководство «Роспечати» поняло, что более достойного кандидата не найти. Несмотря на все трудности, под руководством Жамиля Шайхиева «Иркутскпечать» стала одним из самых успешных филиалов в стране. Предприятие с сетью из 249 киосков обеспечило работой 642 сотрудника. На витрины каждой торговой точки ежедневно выставляется до 835 наименований газет и журналов. За прошлый год товарооборот предприятия превысил 340 миллионов рублей.
«Иркутспечать» предоставляет весь спектр услуг, востребованных рынком, — не без гордости рассказывает Жамиль Шайхиев. — Это экспедирование и перевозка, хранение тиражей и упаковка, различные виды адресных рассылок, реклама, маркетинговые исследования и многое другое. В планах предприятия — дальнейшее расширение торговой сети. В своей деятельности мы руководствуемся тремя главными принципами: предоставление качественных услуг клиентам, индивидуальный подход к каждому издателю, чёткое выполнение своих обязательств перед подписчиками. В связи с повышающимся влиянием регионов в общественно-экономической жизни страны одной из приоритетных задач ОАО «Иркутскпечать» стало расширение и укрепление регионального присутствия в сфере розничной торговли печатными изданиями. Наше ОАО осуществляет один из самых удобных видов подписки – от поставщика до «стола» клиента. Такая услуга выгодно нас отличает от той же «Почты России», которая доставляет издания только до почтовых и абонентских ящиков. Ещё одно направление — подписка на местные издания по специальным карточкам физических лиц через киоски. Тенденция розничного рынка в крупных городах — переход от мелких киосков, где с трудом помещается печатная продукция, к просторным супермаркетам и оптовым магазинам».
Темпы развития печатного рынка поразительны. Газету к утреннему кофе не смогли заменить радио с телевидением и появившийся недавно Интернет. «Что написано пером — не вырубишь топором», — просто объясняет этот феномен народная пословица. Как и 90 лет назад, без мощной сети распространения газетам пришлось бы туго. Недаром в честь юбилея сотрудники «Иркутскпечати» удостоились государственных и ведомственных наград. Среди награждённых как руководители подразделений – Е. Шайхиева, Н. Елисеева, Т. Поневежская, Н. Смирнова, О. Маевская, Л. Евсюкова, так и лучшие продавцы киосков – Т. Мотовилова, В. Войнова, Л. Смирнова, О. Воронова, А. Биличенко, О. Сауленко, А. Ускова, Н. Ивкина, Н. Серякова.