Внимание: новый экономический курс
О кризисе говорят политики и государственные деятели, пишут газеты и журналы. Но, как это ни странно, комплексной программы преодоления финансово-экономического бедствия до самого последнего времени не было. Рецепт лечения российской экономики появился совсем недавно: с ним выступил в Лиме во время саммита Ассоциации экономического сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона Олег Дерипаска. Его мнение интересно потому, что он по всем показателям – крупнейший предприниматель в России. Он, не колеблясь, затрагивает самые важные, сложные и болезненные темы, находящиеся, как кажется посторонним наблюдателям, в компетенции лишь самых высокопоставленных представителей власти.
Олег Дерипаска знает, в чём суть нынешнего мирового финансового кризиса. И знает, как с ним бороться. Руководитель российской алюминиевой отрасли представлял в Перу отечественную экономику, кстати, единственный из частных предпринимателей; кроме него, на саммит прибыли только представители госструктур, глава «Газ-прома» Алексей Миллер и президент ВТБ Андрей Костин. Это неудивительно: место предпринимателя такого масштаба, как Олег Дерипаска, – рядом с президентом.
Сам Олег Дерипаска так объясняет суть происходящего: это «кризис перепроизводства». Промышленности, указал он, необходимо сначала распродать накопленные складские запасы, после чего наступит баланс спроса и предложения – этого стоит ожидать в марте-апреле следующего года, после чего вновь начнётся развитие. По его мнению, саммит в Лиме позволил продвинуться дальше, чем вашингтонская встреча, потому что лидеры договорились между собой, что делать дальше.
Тема использования кризиса в целях оздоровления российской экономики – вот то, что больше всего волнует, но одновременно и вдохновляет Олега Владимировича. Он делает акцент на то, что Россия в результате кризиса оказалась в выигрышном положении по сравнению с развитыми странами Европы и США. «Наше счастье, что мы этим не увлеклись: просто страна не такая богатая, не успели набрать кредитов… Это и преимущество нашей страны: мы быстрее поднимемся со дна, на которое все опустятся где-то в марте-апреле, за счёт того, что нашему населению ещё есть на что покупать квартиры, машины – предметы, так сказать, не первой необходимости», – говорит он.
Самый богатый человек в стране беспокоится за простых людей, ему не всё равно, смогут ли соотечественники покупать квартиры и машины… Проложить дороги, тоннели, решить транспортные проблемы, получить любое оборудование, машины и механизмы практически бесплатно от всех развитых стран – всё это Россия сможет и должна сделать. И если об этом говорит человек такого масштаба, как Олег Дерипаска, можно не сомневаться: будет сделано. А во главе угла – опять же простой человек, его интересы: «Сейчас существует уникальная возможность и всеми подчеркивается необходимость использования государственных ресурсов для реализации важных программ – строительства школ, дорог, мостов, и всё это можно сделать в два раза дешевле». При этом он отказался отвечать на прямые вопросы журналистов, будут ли его компании участвовать в этих программах. Ведь ясно: будут. Кому, как не ему, поднимать страну!
У крупнейшего предпринимателя нашей страны, как и у всех остальных, не всё идет гладко, есть проблемы, и немалые. В условиях кризиса многие принадлежащие ему активы в разных отраслях сталкиваются с рядом вызовов. Но он жёстко отстаивает интересы тех отраслей, в которых работают его компании. Бизнес-интересы Олега Дерипаски распространяются на многие, в том числе ведущие, отрасли экономики – от лесной промышленности до авиации, от цветной металлургии до строительства. И Олег Владимирович смело выставляет требования к государству: оно должно реагировать на кризис, принимать меры – например, покупать у компаний продукцию, не находящую спроса на рынке, в частности металлы.
Главный производитель алюминия России не стесняется предъявлять претензии и к банкирам: кризис неплатежей, отказы в кредитах поразили многие предприятия страны, в том числе и входящие в компании Олега Дерипаски. И это неудивительно: банки, как отмечали и президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин, не спешат кредитовать реальный сектор экономики, а Олег Дерипаска как раз представляет огромную часть реального сектора российской экономики. Почему бы в условиях кризиса банкирам не подождать, например, с требованиями выплат по кредитам? Реальному сектору – заводам и фабрикам – было бы легче.
Кризис всё расставил на свои места – каждый был вынужден выбирать между корпоративным эгоизмом и глобальными, стратегическими интересами российского бизнеса и государства. Например, энергетики не хотят продавать электроэнергию алюминиевым предприятиям по льготным тарифам, не думая о том, что алюминиевая отрасль – основа основ российской промышленности, в частности оборонной. Угледобывающие предприятия, чёрная металлургия не спешат снижать цены для потребителей. «Пока они не сбросят цены, и мы не дадим новой цены на автомобильную продукцию. А потребитель ждёт от нас новую цену. И на автобусы, и на «Газели», и на строительно-дорожную технику», – справедливо утверждает он. Не все бизнесмены готовы отказаться от упомянутого выше эгоизма.
Несомненно, что бескомпромиссность Олега Дерипаски напрямую связана с его успешностью как крупного предпринимателя – без этих качеств он не смог бы с нуля выстроить огромную империю. Это качество, проявляемое в отношениях с государством, коллегами, профсоюзами, – в интересах отечественной экономики. А поскольку на сегодняшний день «Базовый элемент» и «Русский алюминий» являются самыми крупными субъектами отечественной экономики, не будет преувеличением сказать: что выгодно этим структурам – выгодно России.
В то время как многие компании отказываются от инвестиционных проектов, сокращают персонал, консервируют производство, бизнес-империя Олега Дерипаски продолжает расширяться. Удвоенными темпами строятся заводы за рубежом, заключаются новые широкомасштабные контракты. В дополнение к уже действующим алюминиевым предприятиям в Швеции и на Ямайке, в Гвинее и в Ирландии начинаются работы по строительству крупных заводов в Венесуэле, Вьетнаме и Индонезии. Да, эти проекты требуют немалых вложений. Но кризис закончится, а заводы останутся. И мы будем гордиться тем, что наша, российская, компания создала новые производства и в благополучной Европе, и в экзотической Латинской Америке. Это успех не одного бизнесмена, не одной компании, а всей нашей страны.
Свободное предпринимательство в России ещё молодо – ему не исполнилось и двух десятков лет. Не все бизнесмены за это время превратились в современных предпринимателей, не все достаточно разбираются в тонкостях глобальной экономики. К сожалению, немногие научились мыслить по-государственному, предлагать решения, способные изменить ход развития экономики и России в целом. Но всё-таки жизнь идёт вперёд: появился предприниматель, выдвинувший программу коренной модернизации российской экономики. За такими будущее нашей страны.
В своё время государство согласилось с тем, что вся российская алюминиевая промышленность оказалась сконцентрирована в рамках одной, причём частной, корпорации. И не проиграло. Наверное, будет правильно, если бизнес-империя Олега Дерипаски будет расти, распространяясь на новые отрасли – нефтедобычу, чёрную металлургию, где она пока ещё не представлена. Суть рыночной экономики – постоянное расширение сильнейших предпринимательских структур, распространение их во всё новые сферы деятельности. Слабые компании уступают место сильным. Те бизнесмены, кто не научился работать по-современному, подняться над узкокорпоративными интересами, глобально мыслить, решать проблемы государственного масштаба, неизбежно уступают место тем, кто всё это умеет. От этого выигрывают и общество, и государство.