издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Самое главное звание

Однажды в редакцию пришло электронное письмо из Москвы. Автор его, некто Носенко, писала, что на выставке «Вышитая картина», где были представлены десятки полотен со всей России, она обратила внимание на две работы иркутянки Антонины Рафаиловны Пинигиной: «Они поразили меня свежестью красок, выразительностью и смелостью, с которой автор берётся за такие сложные сюжеты. Мне бы очень хотелось передать ей через вас слова благодарности за то удовольствие, которое она доставляет людям своим творчеством».

Благодаря этому посланию мы и познакомились с Антониной Рафаиловной. Живёт она с сыном и внуком в Академгородке в небольшой квартирке, одна из комнат которой превращена в своего рода картинную галерею. По стенам – пейзажи, которые с первого взгляда не отличишь от художественных полотен, написанных маслом. И только потом, вблизи познакомившись с «манерой письма» художника, творящего не кистью, а обыкновенными, всегда популярными цветными нитками мулине, начинаешь охать и ахать от удивления и восхищения. Как ни отмахивается от этого высокого звания Антонина Рафаиловна, именно художника – настолько точны в передаче света и полутонов восходов и закатов, так изящны в выписывании деталей русского пейзажа её работы.

Вот первые – «Осень», «Зима», «У леса на опушке», рядом с ними – целая галерея. А вот и «Последний снег», побывавшая уже не на одной выставке – в Новосибирске, в Сибэкспоцентре, в Доме Рогаля и даже в Иркутской мэрии. На московской же автор её была удостоена Похвальной грамоты в номинации «Вышитый пейзаж» и диплома конкурса «Вышитая картина». А с выставки в Польше «Вышитые образа и иконы» вместе с картиной-путешественницей в Иркутск прибыло и Благодарственное письмо Дирекции Королевского замка в Варшаве.

Успех? Несомненный успех. Антонина Рафаиловна явно смущена, по её мнению, незаслуженным вниманием к своим работам: «Я ещё только учусь… Вы бы видели картины моего учителя Ирины Константиновны Шавер или Елены Валерьевны Михеевой, Елены Борисовны Юшиной… Да всех, кто занимается в нашей мастерской «Вышитая картина». Вот кто настоящие художники!»

Однажды, лет десять назад, она побывала на выставке работ Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремёсел. Впечатление было ошеломляющее. На следующий же день, захватив с собой нитки и иголки, она пришла в мастерскую на первый урок. Было Антонине Рафаиловне тогда 75 лет. И она ещё не знала, что стала членом областного сообщества мастеров художественных ремёсел, в котором «Оникс» и по сей день занимает ведущее место.

Мы пьём чай в гостиной и ведём неторопливый разговор о технике свободной глади, которой вышиваются картины, о новых задумках, а больше – о выставках и работах мастеров «Оникса».

– Я благодарна судьбе, что она свела меня с такими замечательными людьми. Выйдя на пенсию, не знала, чем заняться, а они подарили мне любимое дело на всю оставшуюся жизнь.

А я, честно говоря, немного завидую этой миниатюрной, очень скромной женщине. Какой силой духа, каким светлым восприятием всего, что тебя окружает, нужно обладать, чтобы, пройдя всю войну рядовой медицинской сестрой и в мирное время оставшись верной своей профессии, в восемьдесят с лишним лет не потерять вкус к жизни, творить и дарить красоту людям. Такое немногим дано.

Незадолго до войны вместе со своими верными подружками Тоня Пинигина окончила курсы медсестёр Красного Креста и полумесяца. Практику проходила в разных больницах. А в августе 41-го добровольно ушла на фронт. Первое боевое крещение получила под Москвой, в хирургическом полевом передвижном госпитале первой линии. Только тот, кто был на фронте, знает, что «первая линия» – это, считай, на самой передовой. Тут тебе артиллерия и танки бьют прямой наводкой, пикируют самолёты… А немцы, как правило, били прицельно по красным крестам на санитарных палатках. И медсёстры сами выносили раненых прямо с поля боя.

«Под Москвой и Курском нас бомбили по-чёрному. Сотни раненых – не успевали перевязывать…» – Антонина Рафаиловна долго молчит. Видно, как бледнеют пальцы её судорожно сжатых рук. Она не любит рассказывать о войне, о боевых операциях, о штурмах и наступлениях. Скупо говорит только о том, что всё ещё не даёт покоя по ночам. Говорит тихо, короткими фразами, без эмоций и слёз. А у меня – ком в горле.

…Демобилизовавшись в Восточной Пруссии в 46-м году в звании старшины медицинской службы, в родном Иркутске Антонина Рафаиловна сразу определилась медсестрой в военный госпиталь № 325. Он и сейчас прописан в Маратовском предместье. Потом были больницы и поликлиники, даже успела поработать на поездах дальнего следования. Последняя запись в трудовой книжке – «медицинская сестра поликлиники Академгородка». Вот так вся её и военная, и трудовая биография – а это 58 лет – верное служение одному делу. Она его выбрала один раз в жизни, и оно стало её призванием – лечить раненых, больных и страждущих искусством своих рук, утишать боль, добрым словом и взглядом дарить надежду на выздоровление.

На войне она не ходила в атаки, не смотрела в прицел винтовки или пулемёта, не сбрасывала бомбы на расположение противника. Как у тысяч и тысяч врачей, фельдшеров, санитаров и медицинских сестёр, у неё был свой военный плацдарм, свой противник – искромсанные, исковерканные металлом и взрывчаткой тела, кровь, боль, отчаяние и смерть. Были свои поражения и победы. Вот почему, когда Антонину Рафаиловну спрашивают о самых значимых для неё её военных наградах, в первую очередь она называет медали «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы». Рядом с ними на парадном пиджаке – орден Отечественной войны, медаль «За взятие Кёнигсберга» и любимая и уважаемая всеми фронтовиками медаль маршала Жукова. Ну а юбилейные награды вроде бы и не в счёт.

Каждый год на празднование Дня Победы её приглашают ветераны военного госпиталя. Это святой для фронтовиков день. А у Антонины Рафаиловны есть ещё один – 5 декабря, день разгрома немцев под Москвой. Она обязательно приходит к Вечному огню, чтобы оставить цветы на мемориальной плите, где захоронена земля с полей Московского сражения. И очень огорчается, что последние годы памятные плиты у мемориала обычно засыпаны сугробами снега. Или это время засыпает память?..

На прощанье, передавая в полосу «Ветеран» свою фотографию, Антонина Рафаиловна просит: «Не надо никаких подробностей. Подпишите просто – «ветеран Великой Отечественной войны».

Вот оно, самое главное для фронтовика звание – «ветеран Великой Отечественной войны».

Б.А. ПРЕЛОВСКАЯ

На снимке: А.Р. Пинигина рядом со своей картиной «Последний снег»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры