издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За пригоршню лишних долларов

Менеджеры готовы бросить БЦБК, как отработанный материал

На протяжении пятидесяти лет эти четыре буквы – БЦБК – были символом чудовищного экологического просчёта, бездумной расправы технократического мышления над природой. Полвека понадобилось, чтобы и общество, и государство осознали, что в современном мире чистая вода и природная уникальность Байкала являются капиталом много большим, чем сиюминутная выгода от получения ценного химического сырья. И в тот момент, когда удалось достичь долгожданного компромисса, БЦБК становится олицетворением социальной трагедии. Управляющая компания хладнокровно угрожает выбросить за ворота комбината тысячи работников, используя их как живой щит, требуя пересмотреть решения, для принятия которых потребовались многие и многие годы. Как такое могло произойти?

Решение о строительстве целлюлозного комбината на Байкале было принято в 1954 году, предприятие запущено в 1966 году. Основной мотивировкой для размещения на берегу уникального озера экологически вредного производства была потребность в вискозном волокне для производства высокопрочного корда для покрышек реактивных самолётов. Впоследствии в авиации стал использоваться синтетический корд, тем не менее вискозная целлюлоза осталась в перечне стратегических материалов, что закреплено Распоряжением Правительства РФ № 2166-р от 31 декабря 1999 г.

Но практически с самого начала работы БЦБК общественность и экологи настаивали на том, что целлюлозному комбинату на берегу Байкала не место. Ситуацию усложняет то, что с самого начала приходится учитывать социальную проблематику территории: комбинат является градообразующим предприятием. Именно поэтому речь идёт не о закрытии комбината, а о его перепрофилировании. Впервые власти официально признали необходимость этого весной 1987 года, когда ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 – 1995 годах», предусматривающих перепрофилирование Байкальского ЦБК в 13-й пятилетке на мебельно-сборочное производство. Было и Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1992 года – «О перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и создании компенсирующих мощностей по производству целлюлозы», согласно которому перепрофилирование Байкальского ЦБК должно было произойти в 1993–1995 годах.

Наконец, существовала «Концепция социально-экономического развития г. Байкальска и перепрофилирования Байкальского ЦБК», разработанная администрацией Иркутской области и одобренная правительственной комиссией по Байкалу. В феврале 2000 года этот вопрос был заслушан на заседании совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», а в марте того же года и. о. президента России Владимир Путин поручил Правительству РФ разработать «Комплексную программу перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития г. Байкальска». Это поручение было выполнено, программа была согласована с администрацией Иркутской области, природоохранными, контролирующими и общественными организациями. В июне 2001 года согласован первый этап реализации этой программы – создание замкнутой системы водопользования.

История приватизации ОАО «Байкальский ЦБК» была бурной. В итоге 49% акций комбината были закреплены в государственной собственности, благодаря тому самому «стратегическому» постановлению, а 50% оказались у фирм, зарегистрированных за рубежом и прямо или косвенно принадлежащих империи Олега Дерипаски. На предприятие приходит новый собственник – управляющая компания «Континенталь менеджмент» (КМ).

Администрация Иркутской области приход нового крупного собственника на предприятие восприняла с удовлетворением. К моменту прихода «Континенталь менеджмента» вопрос о необходимости перепрофилирования БЦБК был уже решён на самом высоком уровне. Были изысканы и необходимые кредитные ресурсы. Для приобретения оборудования замкнутой системы водопользования удалось привлечь кредит Всемирного банка на 22,5 млн. долларов. Весной 2002 года миссия Всемирного банка, побывав на месте и детально изучив инвестиционный проект и финансовое положение комбината, фиксирует в своём решении, что проект является технически осуществимым, финансово устойчивым и экологически обоснованным, и даёт добро на привлечение финансирования. Казалось, что, придя на комбинат, крупная ответственная компания включится в процесс перепрофилирования и продемонстрирует менеджмент действительно мирового уровня. Но иллюзии быстро рассеялись…

Первоначально, уже на комбинате, «Континенталь менеджмент» заявила о своей полной готовности продолжать работы по перепрофилированию комбината. В 2003 году Андрей Коробко, тогдашний генеральный директор ЛПК «Континенталь менеджмент», заявил в интервью нашей газете, что для его компании «…крайне важно, что заём у Всемирного банка берётся не от отчаяния, не под красивую идею, а под подробную, добротную, квалифицированную, чётко просчитанную по всем рискам и реально исполнимую программу». В августе того же года МБРР через посредничество Внешторгбанка предоставил целевой кредит на десять лет для финансирования первого этапа перепрофилирования комбината. Средства займа предполагалось израсходовать на закупку оборудования, при этом ими же предполагалось покрыть около 70% стоимости проекта, а остальные 30% должны были составить собственные средства ОАО «БЦБК».

Однако уже через год финансирование перепрофилирования оказывается под угрозой. В декабре 2004 года на БЦБК побывала наблюдательная миссия Всемирного банка, которая оказалась не удовлетворена качеством управленческих решений компании «Континенталь менеджмент». Кристалина Георгиева, постоянный представитель Всемирного банка в России, письмом сообщила заместителю министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрею Шаронову, что банк вынужден аннулировать проект в связи с позицией, которую занимает «Континенталь менеджмент». «Официальная финансовая деятельность БЦБК не улучшилась в связи с продолжающейся практикой установления низких продажных цен на целлюлозу, в результате чего центром накопления прибыли является другой филиал КМ. Официальная финансовая отчётность БЦБК в 2004 г. по-прежнему свидетельствует о его убыточности и накоплении долговых обязательств», – отмечает постоянный представитель Всемирного банка. Озабоченность у банка-кредитора вызвало и отсутствие прогресса в реализации проекта: «Задержки вызваны в целом неудовлетворительным управлением процессом закупок и нежеланием управляющей компании инвестировать достаточные средства». И если в ходе первой встречи миссии Всемирного банка с руководством КМ генеральный директор компании признал необходимость принятия неотложных мер, то от повторной встречи, по словам госпожи Георгиевой, он просто уклонился.

В письме за подписью директора Исполнительной дирекции Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (ИД РПОИ) Юрия Максименко, поступившего в администрацию Иркутской области в феврале 2005 года, ситуация конкретизируется. Максименко сообщает, что к моменту написания письма из 12 закупочных пакетов выполнен только один на общую сумму 617 тыс. долларов собственных средств: «До сих пор не реализован ни один контракт на закупку основного оборудования, тогда как в соответствии с проектным графиком сумма израсходованных предприятием собственных и заёмных средств за 2004 год должна была составить около 16 млн. долларов. Пересмотру подвергается большинство ранее согласованных технических решений. Особую озабоченность ИД РПОИ вызывает положение с наиболее сложным пакетом для закупки оборудования по реконструкции варочного цеха комбината. Международные конкурсные торги по этому лоту до настоящего времени не начаты».

В этом же письме Максименко отмечает, что «за последние два года резко ухудшилось финансовое положение Байкальского ЦБК. Только за 9 месяцев 2004 года предприятие понесло убытки в размере 39 млн. рублей. Несмотря на то что в декабре 2004 года был подписан договор поручительства между Внешторгбанком и ООО «Лесопромышленная компания «Континенталь менеджмент» – управляющей компанией Байкальского ЦБК, убыточный официальный финансовый баланс делает комбинат не соответствующим финансовым критериям РПОИ. Риски невыполнения проекта на ранее оговоренных условиях и в согласованный срок (2007 год) уже достигли недопустимо высокого уровня».

В результате банк был вынужден потребовать от заёмщика согласованный пошаговый график реализации проекта с указанием объёма собственных средств, достаточного для его завершения до 31 декабря 2007 года, а также официальное извещение о начале закупки варочного оборудования с использованием документации, одобренной банком в январе 2004 года, по процедуре международных конкурсных торгов. Эти требования так и не были выполнены, и многообещающий проект с международным финансированием был закрыт.

К 2004 году становится ясно, что управляющая компания не заинтересована в том, чтобы вкладывать деньги в предприятие, внедрять новые технологии, а тем более – перепрофилировать. Создаётся впечатление, что «Континенталь менеджмент» всеми способами оттягивает решение вопроса по существу, надеясь то ли на авось, то ли на изменение политической конъюнктуры. Среди работников комбината распространяются слухи, что руководство намерено привести завод к банкротству, чтобы «обнулить» кредитную историю предприятия, а заодно уйти и от социальной, и от экологической ответственности.

В марте 2005 года на заседании координационного совета по реализации «Комплексной программы перепрофилирования БЦБК и развития г. Байкальска» работа управляющей компании «Континенталь менеджмент» признана неудовлетворительной. В ответ КМ заявляет, что к концу 2005 года разработает собственный проект перепрофилирования ОАО «БЦБК». В мае 2005 года компания заключает контракт с финской фирмой «JPMC» на подготовку концепции развития ОАО «БЦБК» и его перепрофилирования. Пока финны изучают техническое состояние цехов на Байкальском ЦБК (которое, кстати, не обновлялось с 1966 года), компания предлагает принять паллиативную программу создания системы замкнутого водопользования на Байкальском ЦБК: создать замкнутый водооборот при существующей технологии производства. Стоимость программы называется на уровне 11 млн. долларов, и о перепрофилировании комбината в ней уже нет и речи.

Новая программа предусматривала разделение промышленных стоков комбината и городской канализации, а значит, строительство отдельных городских очистных сооружений. «Континенталь менеджмент» подписывает с администрацией Иркутской области документ о частно-государственном партнёрстве, согласно которому предусматривается долевое финансирование строительства КОС Байкальска. Договорённость была скреплена визами председателя совета директоров КМ Николая Макарова и генерального директора Андрея Волошина. Государство в этом программном протоколе представляли заместитель министра природных ресурсов РФ Валентин Степанков и губернатор Иркутской области Александр Тишанин.

Естественно, пуск очистных г. Байкальска в июле 2007 года был сорван, а представители «Континенталь менеджмента» попытались возложить ответственность за это на региональные власти. Когда же администрация Иркутской области подняла бумаги о долевом финансировании, КМ заявила, что готова финансировать свою часть проекта – но только после ликвидации задолженности Слюдянского района перед БЦБК за очистку канализационных стоков в 3 млн. долларов. Одновременно лоббисты КМ стали проталкивать через Законодательное собрание региона поправки, которые возлагали бремя расходов на покупку оборудования очистных полностью на областную казну.

Когда в ноябре 2007 года у БЦБК истекла лицензия на водопользование, комбинат стал работать без неё. В ответ на громкий иск Росприроднадзора сразу на 4 млрд. рублей представители БЦБК заявили, что намерены срочно перейти на замкнутую систему водооборота. Наконец 29 сентября 2008 года пресловутая система была запущена. На предприятии побывал министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, вдобавок Арбитражный суд Иркутской области принял сенсационное решение и принял сторону БЦБК в споре с Росприроднадзором. Казалось бы, руководство «Континенталь менеджмента» может пить шампанское: замкнутый водооброт запущен, и комбинат может работать, экологическая общественность удовлетворена, противник в лице Росприроднадзора посрамлён.

Но ещё до торжественного запуска системы замкнутого водооборота представители управляющей компании «КМ» начинают делать зловещие прогнозы. Ситуация подаётся следующим образом: изменение технологической схемы вынудило БЦБК отказаться от производства белёной целлюлозы, на которую приходилось 60-70% валовой выручки БЦБК, и всё производство стало нерентабельным. По сообщению «ИТАР-ТАСС», убытки ОАО «Байкальский ЦБК» в июле 2008 года составили 60 млн. руб., а в августе и вовсе зашкалили за 80 миллионов. Неофициальная информация поступает более тревожная: в Байкальске поговаривают, что смонтированная система водооборота никуда не годится и воду, полученную после очистки, невозможно использовать для производства даже целлюлозы низкого качества.

При этом менеджмент БЦБК, как нарочно, не учитывает текущий политический момент. Или наоборот – тонко его обыгрывает. 12 октября в Иркутской области выборы депутатов Законодательного собрания, и руководство области изо всех сил пытается сохранить стабильность хотя бы до дня голосования. По имеющейся информации, в сентябре на временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области начинается давление. Игоря Есиповского подталкивают к тому, чтобы он поддержал инициативу о возвращении к выпуску сульфатной белёной хвойной целлюлозы и отказе от замкнутой системы водоснабжения. Эти предложения не нашли понимания, и 2 октября руководство предприятия принимает решение об остановке комбината на месяц, а с 6 по 8 октября руководство БЦБК приостанавливает выплаты стимулирующих надбавок работникам комбината и издаёт приказ о сокращении численности работающих на 151 человека.

Наконец, как известно, 21 октября комбинат останавливает работу. Как говорится в приказе гендиректора Андрея Дрибного, на неопределённое время «в связи с кризисом на внешнем рынке, временными трудностями, связанными с оплатой готовой продукции на экспорт». От имени руководства предприятия распространяется сообщение о тяжёлом финансовом положении комбината, руководство которого прямым текстом просит власти дать разрешение разомкнуть водооборот и позволить комбинату продолжить варку белёной целлюлозы, а взамен обещает через пять лет реализовать ряд технических решений, которые позволят производить белёную вискозную целлюлозу при существенном снижении сбросов.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Например, чем вообще занимаются высококлассные менеджеры компании «Континенталь менеджмент», если выясняется, что управляющая компания оказалась не в состоянии спрогнозировать ситуацию на комбинате. Получается, что эта компания потерпела фиаско дважды: сначала на поле технологии производства целлюлозы, а потом и на рынке; а весь бизнес БЦБК, в представлении КМ, завязан на нулевых затратах на водоподготовку? В борьбе за это конкурентное преимущество компания готова сначала шантажировать государство, прячась за спины работников БЦБК, а потом – бросить комбинат, как отработанный материал.

Действия управляющей компании уже поставили Байкальск на грань социальной и коммунальной катастрофы. Сейчас рабочая группа, созданная правительством области, в срочном порядке ищет пути для решения проблем теплоснабжения города, ведь котельная комбината – единственный теплоисточник, питающий коммунальные сети. Необходимо контролировать процесс консервации производства, с уменьшением количества работающих на площадке комбината остаются без присмотра потенциально опасные объекты, например, ёмкости для хранения хлора, который использовался для отбеливания целлюлозы.

БЦБК – главный налогоплательщик в бюджет Байкальского муниципального образования и, конечно, самый крупный работодатель. Как заявил Дмитрий Шейбе, заместитель председателя правительства Иркутской области, министр природных ресурсов и экологии, он уверен, что у перепрофилирования комбината всё-таки есть перспективы. Сейчас необходимо искать пути замены химической обработки древесины на механическую: производство мебели, строительных материалов.

Однако для того, чтобы приступить к решению этих вопросов, необходимо решить вопрос с собственником комбината. Сейчас власти области настойчиво ищут выход «наверх»: на сессии Законодательного собрания Иркутской области депутаты приняли решение направить обращение к председателю Правительства РФ Владимиру Путину с просьбой создать координационный совет по проблеме комбината. Идёт работа и по линии «Единой России»: этот вопрос был доведён до сведения бюро Высшего совета партии.

В 2002 году приход «Континенталь менеджмента» в Иркутскую область был воспринят многими как положительный фактор. За шесть лет иллюзии развеялись, стало понятно, что этот менеджмент живёт вдали от нашего континента, а сибирякам остаются только смрад метилмеркаптана и загаженный Байкал. Сейчас правительство области вынуждено настаивать на том, чтобы Генеральная прокуратура РФ проверила действия управляющей компании и совета директоров и провела анализ производственной деятельности комбината и механизма ценообразования. Не пора ли прислушаться к голосу тех, кто призывает навести государственный порядок в целлюлозной отрасли и отодвинуть от управления комбинатом людей, готовых за несколько лишних долларов предать и коллектив предприятия, и стратегические интересы России.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры