Бюджет на новый лад
Иркутскую область ждут консервативные расходы
На этой неделе «Серый дом» отозвал внесённый в Заксобрание проект регионального бюджета-2009. В областном правительстве уже заявили: главный финансовый документ будет перевёрстан по консервативному варианту социально-экономического развития. Расходы при таком раскладе могут сократиться на 8 млрд. рублей, а губернаторское крыло попытается реанимировать старую тему о передаче 5% нормативных отчислений по подоходному налогу на областной уровень. Сильнее всего пострадают от этого города-доноры. «Деньги останутся только на поддержание штанов», – уже констатировал источник в мэрии Иркутска.
В среду временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский отозвал проект областного бюджета на 2009 год «в связи со складывающейся ситуацией на финансовом рынке». «Серый дом» ссылается на «снижение доступности кредитных ресурсов и отсутствие возможности размещения ценных бумаг Иркутской области». Напомним, что доходы областной казны будущего года по старому варианту бюджета оценивались в 61,8 млрд. рублей, расходы – в 66,8 млрд. рублей (что на один процент больше, чем в 2008 году). Дефицит – 4,9 млрд. рублей (или 10,4%). Финансисты признали, что в следующем году не смогут предпринять никаких мер, чтобы государственный долг, который в 2008 году достиг 42% от объёма собственных доходов, был уменьшен. Департамент финансов пообещал «заморозить» его и выйти к концу 2009 года на показатель в 20,1 млрд. рублей.
Даже в старом варианте бюджет получил отрицательную оценку нескольких комитетов и комиссий Заксобрания, поскольку никакого роста по сравнению с 2008 годом в нём не было. А с учётом инфляционной составляющей бюджет-2009 уходил в минус. По данным Контрольно-счётной палаты Иркутской области, в новом документе не были заложены расходы на различные социальные нужды на общую сумму в 1,3 млрд. рублей (в том числе 308 млн. рублей на зарплату бюджетникам). И это с учётом того, что бюджетополучатели заявили требования на 80 млрд. рублей. 10 ноября исполнительный комитет профобъединения Иркутской области рекомендовал парламенту отклонить проект, поскольку тот «не сохраняет ранее достигнутый уровень социальной защиты населения».
Похоже, что новый бюджет не сохранит его совсем. «Серый дом» заявил о том, что Минфин РФ потребовал от регионов подготовить проекты бюджетов с учётом консервативных сценариев развития экономики и динамики налоговых поступлений. Это означает, что тезис двухнедельной давности о сокращении на 3 млрд. рублей трансфертов из федерального бюджета – это уже мелочь. Интересно, что базовые показатели федерального бюджета останутся неизменными (9,02 и 10,94 трлн. рублей соответственно в выходом в профицит). При этом бюджет-2009 верстался с прогнозом цены на нефть в 95 долларов за баррель. Сейчас Минфин строит прогноз в 50 долларов. Планка федерального профицита будет держаться за счёт траты резервного фонда. А регионам просто предложено резко сократить расходы. Для чего в губернаторском крыле и была создана комиссия «по стабилизации платёжеспособности и сбалансированности бюджета» под руководством заместителя председателя правительства Александра Ведерникова.
На официальный запрос «Конкурента» временно замещающий должность директора департамента финансов Алексей Зезюля не ответил. Начальник отдела оперативной информации пресс-службы правительства и губернатора Иркутской области Сергей Медведев пояснил, что Зезюля занят и времени для общения с прессой не найдёт.
Как заявил источник «Конкурента» в Заксобрании, «Серый дом» попытается решить вопрос за счёт трёх основных направлений: перераспределения налоговой базы, сокращения областных государственных целевых программ и бюджетной сети – как областной, так и муниципальной. По сути это означает увольнения. Вице-спикер ЗС Геннадий Истомин уже заявил о том, что расходы на Заксобрание будут сокращены на 20%. «Если бюджет пересчитывается с инвестиционного на инерционный вариант, это минус 3–5 млрд. рублей, – рассуждает заместитель председателя комитета по бюджету Законодательного собрания прошлого созыва, банкир Павел Зорин. – Плюс неофицальная рекомендация Минфина сделать его бездефицитным. Это ещё как минимум 3 млрд. рублей. По сути, сегодняшние расходы нужно сократить примерно на 8 млрд. рублей. Я не представляю, как это возможно. Бездефицитным бюджет не будет, я уверен». «Никаких конкретных сумм сокращения расходов бюджета на заседаниях комиссии не называлось, – сказал «Конкуренту» председатель комитета по бюджету, ценообразованию и налоговой политике ЗС Сергей Курилов. – Хотя тенденция видна – программы будут «чистить» на предмет неиспользованных средств». «Чистка» уже началась. С областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственного производства на 2006 – 2008 годы», которая потеряла 95,2 млн. рублей.
Эксперты «Конкурента» сходятся во мнении: новая налоговая политика реализуема только в одном варианте – за счёт перераспределения межбюджетных трансфертов. Департамент финансов, вероятно, реанимирует идею о переводе на областной уровень 5% нормативных отчислений по НДФЛ (то, что в своё время не удалось двум губернаторам – Борису Говорину и Александру Тишанину), отметил источник «Конкурента» в мэрии Иркутска. В 2005 году фракции «Единой России» в Заксобрании удалось провести поправки в закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты», увеличив отчисления на места по подоходному налогу с 10 до 15%. По мнению наблюдателей, тогда это решение в ИРО «ЕР» пролоббировал первый заместитель секретаря, мэр Иркутска Владимир Якубовский. При передаче 5% нормативных отчислений по НДФЛ на местный уровень города-доноры (Иркутск, Ангарск, Братск) смогли существенно пополнить собственные доходы, поскольку основные отчисления от «подоходника» идут по трём крупным муниципалитетам. В 2005-м губернатор Борис Говорин наложил вето на закон, которое поддержал Александр Тишанин, после чего парламент вето преодолел. А в 2007 году депфин снова поднял тему, предложив вернуть 5% на областной уровень. Мотивация была проста: эти средства должны были поступить в областной фонд финансовой поддержки территорий и равными долями распределяться между дотационными районами. В этом случае доходы теряли только доноры. Для областного центра цена вопроса составляла более 850 млн. рублей. Однако «Серый дом» и парламент всё-таки пришли к соглашению оставить на муниципальном уровне 15% НДФЛ. Источник «Конкурента» в Законодательном собрании отметил, что изменения могут коснуться не только подоходного, но и транспортного и налога на добычу полезных ископаемых.
Источник «Конкурента» в мэрии областного центра был довольно резок. «Что это значит для Иркутска? Деньги останутся только на поддержание штанов», – заявил он.
– Давайте сейчас не будем скобки ломать, – заявил журналистам мэр Иркутска Владимир Якубовский. – Не надо накалять обстановку, сегодня не нужны эмоции. Ситуация крайне тяжёлая и в государстве, и в области. Когда будет конкретика, мы сядем и переговорим, чтобы было понятно и вам, и людям, живущим в этом городе. Сейчас мне говорить не о чем. Фактически я ничего не имею, кроме каких-то разговоров.
«Я лично не слышал никаких предложений от областной администрации, – заявил «Конкуренту» спикер Гордумы Андрей Лабыгин. – В любом случае изымание денег – это всегда болезненный процесс для муниципалитета. Когда я увижу конкретные цифры, можно будет говорить».
Источник в городской администрации пояснил, что утром в пятницу мэр встречался с первым заместителем губернатора Иркутской области Сергеем Соколом по данному вопросу. Но никаких договорённостей достигнуто не было. «Безусловно, будет сокращение, – заявил источник. – Если это произойдёт, то город лишится программы капитального строительства и значительных средств на ремонт дорог. Потери составят от одного до двух миллиардов рублей, в том числе по возможной передаче НДФЛ и сокращению собственных налоговых поступлений».
«Основополагающий принцип бюджетного законодательства – закрепление долгосрочной налоговой политики, – отметил Павел Зорин. – С этим посылом мы и принимали в 2007 году закон о межбюджетных трансфертах. Я думаю, любые изъятия средств у муниципалитетов в условиях, когда никто не «жирует», – это нарушение Бюджетного кодекса».
Новый проект бюджета будет внесён в Заксобрание не ранее 27-28 ноября, заявил журналистам Геннадий Истомин. Депутаты «вошли в положение» правительства и не стали требовать перевнести документ в пятидневный срок после отзыва. «Мы кровати тут поставим, ночевать будем, но бюджет будет принят в срок», – заявил «Конкуренту» Сергей Курилов.