Стать живительным теплом
Пьеса в одном акте и с единственным действующим лицом – не такая уж редкость на любительской сцене. Но фестиваль моноспектаклей прошёл в Иркутске впервые. На нём показали свои работы любительские театры Приангарья из посёлков Залари и Магистральный, из областного центра и из Ангарска.
Произведения авторов советского периода и современных, а также зарубежной драматургии – так выглядела афиша. В первый день участники фестиваля познакомились с гостевым спектаклем народного театра «Предместье». Режиссёр Л. Серикова-Кирница представила в своей постановке со студентами, нынешними и бывшими, Иркутского политехнического университета «Две стрелы» А. Володина. А на следующий день – сценическую интерпретацию рассказа известного прозаика Е. Попова «Как съели петуха», где от автора действовал за персонажей, поочерёдно в роли то мужа, то жены, Константин Бабкин.
Но это происходило уже в другой вотчине – на сцене Театра Александра Гречмана в энергоколледже, давно снискавшего почётную репутацию прибежища Мельпомены. Сам режиссёр, незадолго до того выпустивший со студентами-четверокурсниками Иркутского театрального училища яркий спектакль по мотивам рассказов Г.Г. Маркеса «Искусственные розы для заранее объявленной смерти», на сей раз неотлучно находился у аппаратуры в качестве осветителя и звукооператора. Гостеприимный хозяин дружески помогал собратьям из народных театров по принципу «светить – и никаких гвоздей!».
Вот в этом, как всегда переполненном, зале и на этой маленькой, но, как о ней справедливо говорят, намоленной сцене и прозвучала сказка Х.К. Андерсена «Штопальная игла», поставленная Заларинским Домом культуры. А следом, через небольшие перерывы, зрители аплодировали и остальным фестивальным спектаклям. Домашний театр «Приют комедиантов» из Магистрального разыграл пьесу Н. Коляды «Шерочка с машерочкой» в постановке Галины Пальчик, которая одновременно изображала Кошку, молчаливую собеседницу Людмилы Кабановой в роли одинокой сварливой героини, не желающей сдаваться житейским обстоятельствам. «Перед завтраком» Ю. О’Нила – так назвал ангарский «Чудак» фрагмент своего спектакля, поставленного руководителем прославленного народного театра Л. Беспрозванным 11 лет назад и до сих пор сохраняющегося в репертуаре. Эпизод с трагической развязкой потребовал от исполнительницы Натальи Андриенко глубины психологического проживания. Как, собственно, и роль Любови Вахрушевой, сыгравшей в режиссуре А. Кононова, руководителя ангарского театра «Факел», пьесу Ж. Кокто «Человеческий голос».
Естественно, что участники фестиваля по-разному, в меру сценического опыта и одарённости, справились со своей задачей. «Вывернуть небо души наизнанку», по слову поэта, чтобы найти отклик боли или радости и тем пробудить в зрителе живые чувства, – вот главное, к чему стремятся любительские коллективы. И потому для них важен, быть может, не столько сам результат, сколько путь к нему. А он, этот путь, поистине нескончаем и редкостно благотворен для становления личности самих исполнителей, для их нравственного и эстетического самосознания. При условии, понятно, что народный театр возглавляет подлинный лидер, исповедующий те же ценности и хорошо ориентирующийся как в сценическом искусстве, так и шире – в пространстве культуры.
Разговор об этом с Валерием Кирюниным мог бы стать ещё одним названием на фестивальной афише. Прозвучал его страстный монолог о народных театрах не в интервью, а перед зрителями. Этот человек живёт в счастливой круговерти общения с увлечёнными любительской сценой людьми. Не по должности, являясь главным специалистом областного Центра народного творчества и досуга, а по сердечному влечению или, если угодно, призванию.
Отец, мать и нянька в одном лице, Валерий Кирюнин, которого многие его подопечные называют по-родственному Дмитричем, знает успехи и беды-горести не просто каждого театрального коллектива на карте области, но, похоже, и всех до единого их участников. От режиссёров до исполнителей – с их судьбами, особенностями характера и сегодняшними непростыми заботами. Он с ними одной группы крови. За всех переживает и каждому старается по возможности помочь. Вот откуда его право требовать особой бережности к людям, бескорыстно тратящим свои силы, нервы и время, чтобы «стать для чужого сердца целительным теплом» (Инна Лиснянская). Вот откуда его позиция уберечь народные театры от использования в политических ли, коммерческих или любых иных целях: «Я здесь рядом не стою!».
Фестиваль моноспектаклей, по его определению, случился. Пусть и скромный, но он послужит для кого-то ступенькой к другим фестивалям: «Прикосновение к классике», «Театральная деревня», «Театральная весна на БАМе», «Театральная осень на Байкале»… Считая про себя, что любительский коллектив – это театр во спасение, своего рода театр терапии, Валерий Кирюнин убеждён: «Если найдёшь дорогу в любительский театр – много приобретёшь!».
А разве кто спорит с этим?
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Шерочка с машерочкой» (театр «Приют комедиантов», п. Магистральный)