Взлетевшие цены
ОАО «НК «Роснефть» могут «приземлить»
На этой неделе Восточно-Сибирская транспортная прокуратура передала результаты проверки авиазаправщиков Иркутской области в Генеральную прокуратуру РФ. Нарушений антимонопольного законодательства у местных трейдеров не выявили, зато нашли виновного в завышении цен на керосин – ОАО «НК «Роснефть». Теперь Генпрокуратура ждёт результатов из других регионов, чтобы принять решение о дальнейших мерах в отношении Роснефти. Однако эксперты сомневаются, что это подействует на монополиста и заставит скорректировать цены на 20-30%, что могло бы отразиться на стоимости авиабилетов.
С начала 2008 года стоимость авиатоплива в иркутском аэропорту выросла наполовину, с октября прошлого года – в два раза. Причём основное увеличение цены происходит после нефтепереработки, ещё до продажи топлива заправщикам, свидетельствуют данные проверки Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (результаты проверки имеются в распоряжении «Конкурента»). Госорганы пришли к выводу, что ООО «ТЗК Иркутск» и ЗАО «Восточно-Сибирская топливная компания», обслуживающие более 15 авиакомпаний в иркутском аэропорту, не используют незаконных схем продажи топлива и не причастны к резкому росту цен на него. «У заправщиков невысокая маржа. В повышении цен виноваты нефтяные компании», – отметил руководитель аналитического отдела «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. В 2008 году рентабельность «ВСТК» составила всего 8,43 %, а «ТЗК Иркутск» – 5,9%. Причём у «ТЗК Иркутск» в этом году прибыль снизилась на 14%. По последним данным, стоимость заправки тонны топлива у ТЗК и ВСТК равна 1239 и 1180 рублям соответственно.
Цену на керосин весь год подогревал основной поставщик топлива в иркутский аэропорт – ОАО «НК «Роснефть», полагают в Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области. «Являясь собственником нефтепродуктов, Роснефть устанавливает оптовые цены продажи», – отмечено в отчёте о проверке. Однако никаких действий местные надзорные органы предпринять в отношении госкомпании не могут. Как сообщил помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Владимир Сазонов, о результатах проверки проинформирована Генпрокуратура, которая должна будет принять решение о дальнейших мерах в отношении Роснефти. Запрос «Конкурента» о сроках и возможных вариантах действий в Генпрокуратуре оставили без комментариев. Впрочем, как полагает Евгений Шаго, маловероятно, что в результате проверок и каких-то мер со стороны прокуратуры монополист изменит свою ценовую политику. «У нефтяных компаний сильное лобби в правительстве», – отметил эксперт.
В ответ на данные проверки прокуратуры пресс-секретарь Роснефти Николай Манвелов заявил, что компания «всегда проводит тендеры по продаже топлива в соответствии с российским законодательством» и не занимает доминирующее положение на рынке. Кроме того, он отметил, что за 20 дней октября снижение цен на Ачинском НПЗ составило 10%, на Ангарском НПЗ – 8%. Прогноз дальнейшей динамики цен в компании делать не стали. «Роснефть – рыночная компания. Если сохранится тренд на снижение цен на нефть, топливо тоже подешевеет», – сказал Манвелов.
Авиаперевозчики, в свою очередь, под-тверждают полную зависимость от поставщика топлива, а не от заправщиков. Заместитель директора авиакомпании «Ангара» Пётр Тетерин сообщил, что о подорожании керосина их предупреждали буквально за 3 – 5 дней. За последний год в компании не успевали следить за наценками. В итоге стоимость заправки «в крыло» в иркутском аэропорту достигла уровня Москвы, Челябинска и Перми – 31,4 тыс. рублей за тонну керосина, сообщила пресс-секретарь авиакомпании «Уральские авиалинии» Елена Спиридович. По её словам, это средняя цена для российских аэропортов. К примеру, в екатеринбургском «Кольцово» самолёты заправляются по цене 33,5 тыс. рублей за тонну.
Перевозчики рассчитывают на снижение стоимости топлива. У всех разные ожидания: в «Ангаре» полагают справедливым корректировку цены на 20%, в «Уральских авиалиниях» – на 10%. Между тем, по информации авиакомпании «S7 Airlines», крупнейшего контрагента ЗАО «ВСТК», с ноября в иркутском аэропорту цены на топливо снизились на 3–5 %, а в целом по стране – на 20%. Почувствуют ли пассажиры снижение цен на топливо, пока неизвестно. Директор по общественным связям и коммуникациям S7 Дмитрий Чуксеев заявил, что компания будет пересматривать топливные сборы в сторону понижения только в случае, если цены снизятся ещё на 20-30%. Хотя, по мнению Евгения Шаго, снижение цен даже на 10% должно было бы сказаться на цене перевозки, ведь 50% стоимости билета у большинства авиакомпаний приходится на топливо.
[ title=»Ушли в отказ» pos=»abs» width=»100%»]
ОАО «НК «Роснефть» продолжает отрицать своё доминирующее положение на рынке оптовых продаж ГСМ в регионе. На этой неделе состоялось очередное заседание в областном арбитражном суде, где компания попыталась оспорить решение УФАС. Госкорпорация намерена обжаловать обвинение антимонопольщиков в злоупотреблении доминирующим положением. Хотя, по оценкам УФАС, Роснефть занимает 87-93% рынка ГСМ области. Если компания докажет обратное, то ей не придётся платить штрафы УФАС на общую сумму почти 300 млн. рублей. Из них 300 тыс. рублей Роснефть должна за непредоставление информации для расследования антимонопольного дела, 450 тыс. – за неисполнение предписания УФАС и 229 млн. рублей – за нарушение антимонопольного законодательства. Специалисты УФАС уверены, что процесс Роснефти затянется. По итогам заседания суд потребовал у ведомства представить всю информацию проверок госкомпании. А Роснефть ходатайствовала о назначении следующих слушаний на декабрь.