«Станет меньше фальши»
Чем дольше продолжается макроэкономический кризис, тем больше положительных моментов находят в нём эксперты. Они согласны с мнением о том, что кризис – время для новых возможностей и проектов. Для компаний, предприятий и граждан он является проверкой на прочность. Без особых потерь из него выйдут те, кто жил не на заёмные деньги, а на собственные средства и — по средствам. Причём наши собеседники ждут от кризиса не только финансового оздоровления – для компаний, но и морального – для людей. «Слишком много в мире было фальши и гламура», — отметил один из экспертов.
Масштабы макроэкономического бедствия наши собеседники оценивают по-разному. Директор Байкальской международной бизнес-школы Владимир Саунин называет его «первым по-настоящему глобальным кризисом», для которого нет географических условностей – центр или периферия. Председатель правления Байкальского банка Сбербанка РФ Максим Полетаев не склонен драматизировать обстановку. «Фундаментальных основ для кризиса в России нет, — уверен он. — Как никогда страна готова к различным потрясениям: имеются достаточные золотовалютные резервы, цена на нефть довольно высока, даже при 60 долларах за баррель. Сейчас зависимость доходов федерального бюджета от нефти упала. Если в 2007 году в нём было 50% «нефтяных денег», то в нынешнем порядка 30%».
Единого мнения о том, ощутят ли последствия кризиса жители провинции, тоже нет. Член правления ООО «УК «Энергия инвест» Владимир Наумов считает, что в структурах, которые первыми попали под удар кризиса — банках, инвестиционных и страховых компаниях, – в первую очередь будут сокращены сотрудники не центрального, а региональных офисов: «Сработает человеческий фактор: главы таких компаний чаще общаются с центральным аппаратом, а сотрудников региональных офисов они не знают. Поэтому и сократить их будет проще». Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик уверен, что первыми попадут под нож как раз структурные подразделения в московских офисах: «Именно с них начались сокращения – издержек и кадров».
Все издержки финансовой нестабильности уже почувствовали на себе строительные, лесоперерабатывающие и туристические компании. Юрий Фалейчик считает, что максимально кризис затронет структуры, жившие за счёт заёмных денег: «Речь идёт об энерго-алюминиевой отрасли, которая находится в непростом положении. А также о компаниях, на которые повлияло колебание общемировых цен, к примеру, на целлюлозу». «От сегодняшнего кризиса выиграет не тот, кто обладает какими-либо ресурсами и определённым запасом прочности, а тот, кто способен создавать новые знания о происходящем и энергично использовать эти знания на практике», – уверен Владимир Саунин. Нынешний кризис может продлиться два-три года, начиная с 1 января 2009 года, считает Владимир Наумов. По ощущениям Юрия Фалейчика, он может закончиться уже через несколько месяцев.
Наши собеседники нашли в нынешней ситуации и положительные моменты. «Лопнут все мыльные пузыри, и наконец-то прекратится гонка зарплат, – считает Владимир Наумов. – От кризиса я, как Михаил Жванецкий, жду только хорошего. Это всегда новые возможности. Не было же при советской власти инвестиционных компаний, ведь именно кризис советской системы способствовал нашему появлению и развитию «Байкальского фондового дома» и «Энергии-инвест». Юрий Фалейчик считает, что в условиях кризиса ещё более очевидной станет необходимость перехода на продукцию высокого передела. «Продукция первого передела имеет тенденцию к резкому колебанию цен, которые зависят, к примеру, от сезонных циклов, – отметил он. – Цена на нефть упала, а бензин не подешевел. Цена на целлюлозу тоже снизилась, заметили ли вы, чтобы бумага стала дешевле?».
Владимир Наумов надеется и на моральное оздоровление общества в ходе финансовой не-стабильности. «Этот кризис глобальный, не только мы в нём виноваты: в мире оказалось слишком много фальши и гламура», — отметил он.