Жертв вымогательства становится всё больше
Октябрьский районный суд г. Иркутска недавно приговорил к лишению свободы некоего К. Он подошёл на улице к несовершеннолетнему и потребовал принести ему тысячу рублей, при этом достал из кармана нож и продемонстрировал его своей жертве. Мальчишка был так напуган, что согласился принести деньги, но такую сумму не нашёл, тогда он взял дома золотой браслет и передал его преступнику. С подобной ситуацией столкнулись многие семьи, но далеко не все потерпевшие спешат в милицию писать заявления.
Количество преступлений, связанных с вымогательством, с каждым годом растёт. В Октябрьском районном суде г. Иркутска, например, в 2005 году рассмотрено с вынесением приговора три уголовных дела по ст. 163 УК РФ «Вымогательство», а в 2007-м – уже восемь. Однако большая часть подобных преступлений вообще не выявляется. Предпринимаемые правоохранительными органами усилия по борьбе с рэкетом малоэффективны. Вымогатели чаще всего уходят от ответственности. Высокая латентность этого вида преступлений связана прежде всего с тем, что жертвы опасаются мести со стороны рэкетиров, не верят в помощь милиции. А некоторым наличие «крыши» даже выгодно.
С 1997 года в отчёты по линии МВД включены данные о криминальной виктимизации, то есть жертвах преступлений. Для получения таких сведений проводятся опросы населения. Например, в 2002 году доля граждан, подвергшихся преступным посягательствам, составила 26,3% от общего количества опрошенных. При этом 42,4% потерпевших заявили, что не обращались в правоохранительные органы, а 8,1% опрошенных признались, что стали жертвами вымогательства. Этот опрос также показывает, что реальных случаев вымогательства гораздо больше, чем зарегистрированных.
Выявить и доказать это преступление не просто. По данным криминологических исследований, образовательный уровень вымогателей довольно высок (в частности, выше, чем у квартирных воров или карманников). Нащупав лазейку в уголовной норме, рэкетиры действуют часто юридически грамотно и безнаказанно. Обращаются с потенциальными потерпевшими, как правило, исключительно вежливо и корректно, страхуясь – вдруг разговор фиксируется с помощью технических средств. И никаких угроз. А нет угроз – нет и состава преступления.
Среди проблем, связанных с расследованием вымогательства, особенно актуальна проблема привлечения к ответственности несовершеннолетних. Состоит она в том, что и потерпевшие являются в этом случае несовершеннолетними. А потому, как правило, скрывают свои неприятности от родителей, а зачастую и от друзей. Тем более не обращаются в правоохранительные органы, боясь, что ровесники начнут их этим попрекать и унижать.
Хотя иногда совет и поддержка друга в состоянии помочь ребёнку справиться с бедой. Приговором Октябрьского районного суда г. Иркутска осуждён Л. Встретив на улице знакомого подростка, он стал вымогать у него 500 рублей. Вместе с дружками завёл парнишку в подъезд. Там потерпевшего избили и отпустили, потребовав принести деньги. Подросток направился к своему однокласснику, чтобы попроситьу него в долг. Но тот посоветовал всё рассказать родителям: «Если один раз дашь деньги, то они постоянно будут от тебя что-нибудь требовать». Послушав друга, мальчик рассказал о своей проблеме родителям, а те обратились с заявлением в милицию.
Часть проблем, связанных с выявлением и расследованием вымогательства, является общей для правоохранительной системы в целом. Пора, по-моему, заменить практику пассивного реагирования на заявления о совершённых вымогательствах активным выявлением этих преступлений. Правоохранительные органы должны не ждать заявлений от пострадавших, а сами анализировать обстановку, сообщения средств массовой информации, проводить оперативно-розыскные мероприятия. Ведь законом предусмотрено возбуждение уголовных дел не только по заявлениям потерпевших, но и по другим основаниям. Пора перестать закрывать глаза на высокую латентность этого преступления, а, осознав его опасность, скоординировать усилия законодателей и практиков.
Ирина ОВЧИННИКОВА, секретарь судебного заседания Октябрьского районного суда г. Иркутска