Алексей Антонов: «Не нужно тянуть меня в политику»
Интервью главы временной избирательной комиссии Иркутской области Виктора Игнатенко, опубликованное в «Конкуренте» 25 октября, вызвало большой резонанс у наших читателей. Было много звонков со словами благодарности за подготовку честного материала о ходе прошедшей недавно выборной кампании. Но ряд высказанных Виктором Игнатенко тезисов вызвал возражения. Редакция сочла возможным опубликовать альтернативное мнение начальника ГУВД по Иркутской области Алексея Антонова.
Выборы в Иркутской области закончились. С чем я хочу поздравить и органы исполнительной власти, и временную избирательную комиссию, и избранных депутатов. Сегодня результат выборов не только закреплён соответствующими документами, но даже уже сформированы руководящие органы Законодательного собрания. Прошедшие выборы я в целом оцениваю положительно, считаю, что они прошли демократично и прохождение в парламент сразу четырёх политических партий – лучшее тому доказательство.
Несмотря на усилия отдельных пиарщиков, чрезвычайных происшествий не было, в том числе благодаря работе правоохранительных органов. В связи с подготовкой выборов мы предприняли беспрецедентные меры. Достаточно сказать, что в мероприятиях по подготовке к выборам было задействовано свыше 15 тысяч сотрудников правоохранительных органов, в день выборов порядок обеспечивали свыше пяти тысяч сотрудников и около 500 автомобилей. Личный состав был заблаговременно переведён на усиленный режим несения службы, что позволило не допустить случаев незаконной агитации избирателей. Законом РФ «О милиции» на нас возлагается оказывать содействие в охране избирательных участков и оказывать помощь членам и председателям избирательных комиссий в их деятельности. Вместе с тем последние высказывания председателя Избирательной комиссии Иркутской области Виктора Васильевича Игнатенко, которого я знаю как крупного теоретика в области права, заставляют предположить, что доктор юридических наук Игнтенко по-своему истолковывает право и почему-то считает, что сотрудники милиции и я лично каким-то образом воздействовали на ситуацию накануне выборов.
Сразу скажу, что мы работали в правовом поле, очерченном Конституцией РФ, «Законом о милиции», законодательством о проведении выборов и референдумов в Российской Федерации и законом Иркутской области «О выборах депутатов Законодательного собрания». Всё было сделано с полным соблюдением законодательных актов. Я хочу подчеркнуть особо: у нас было очень много советчиков, желающих дать рекомендации, как вести работу по обеспечению общественного порядка накануне выборов. Тем не менее мы опирались на собственный наработанный опыт: на своём посту я провёл не одну избирательную кампанию, а в целом в органах внутренних дел работаю более 25 лет, из них почти 17 – на руководящих должностях. И я принципиально не согласен с высказыванием Виктора Игнатенко о том, что «быть может, многоопытный генерал что-то знал от своих оперативников», которое прозвучало в контексте рассуждений о судьбе пропавших избирательных бюллетеней. Я понимаю это высказывание так, что, по мнению доктора юридических наук Виктора Игнатенко, генерал-лейтенант милиции Антонов, в силу имеющихся у него возможностей оперативного характера, знал о готовящейся провокации с утратой бланков бюллетеней для голосования. Что же, я знал о готовящемся преступлении, не сообщил об этом и тем самым сам нарушил закон? Я с этим категорически не согласен. О пропаже бюллетеней я ничего не знал, а если бы мне было известно что-то заранее, поверьте, я бы предпринял всё возможное, чтобы предотвратить это преступление, в том числе проинформировав об этом временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Эдуардовича Есиповского и, конечно, самого Виктора Васильевича Игнатенко.
Вопрос о том, куда делись бланки бюллетеней для голосования, остаётся открытым. Сейчас приводится расследование, которое ведёт Следственное управление Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Иркутской области. Надеюсь, это расследование даст исчерпывающий ответ на вопрос, что случилось с бюллетенями, а если от нас потребуется помочь расследованию, то мы поможем всеми имеющимися у нас возможностями, в том числе и силами оперативных служб, на которые ссылается Виктор Васильевич.
Кроме того, Виктор Игнатенко заявляет, что руководство ГУВД по Иркутской области пыталось воздействовать на него и временную избирательную комиссию, направляя разного рода обращения. Хочу сказать, что это больше похоже на лукавство. Считаю, что мэтру права никоим образом нельзя такие вещи позволять. Всё, что мы делали, находится в рамках наших полномочий, основанных на законе. Наши претензии были связаны с безопасностью помещений территориальных и участковых избирательных комиссий, в которых должны были храниться бюллетени для голосования. К этим помещениям есть определённые требования: они должны быть обеспечены средствами пожаротушения, иметь антитеррористическую защищённость и быть защищены от постороннего проникновения, то есть соответствующим образом технически укреплены. Сами бюллетени должны храниться в металлических шкафах или сейфах, а двери помещений должны быть металлическими. И так далее – вплоть до решёток на окнах. Комнаты эти должны сдаваться под охрану сотрудникам милиции или сотрудникам вневедомственной охраны. Вы понимаете, что у нас в области почти две тысячи участковых избирательных комиссий. Насколько реально выделить сотрудника милиции для круглосуточной охраны каждого помещения? Для этого и существуют средства технической охраны и сигнализация.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статье 63, пункте 15 чёрным по белому написано, что ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. У нас было много вопросов, которые мы отрабатывали перед избирательной кампанией, начиная с подготовки автотранспорта для избирательных комиссий (например, закон требует, чтобы каждый водитель, задействованный избирательными комиссиями, имел стаж не менее трёх лет и не имел административных взысканий). Эти вопросы мы начали решать с августа месяца, периодически ставя в известность о наших шагах временную избирательную комиссию и лично Виктора Игнатенко. С сентября мы еженедельно собирались у главного федерального инспектора по Иркутской области Виктор Головачёва, а последнее заседание состоялось в пятницу, 10 октября. Мы отчитывались о своей подготовке и докладывали о недостатках, которые отмечены при проверке мест, предназначенных для хранения бюллетеней. Эти нарушения выявлялись комиссией, в которую входили представители милиции, МЧС, органов исполнительной власти и собственно члены избирательных комиссий. О каждом таком нарушении мы информировали председателя временной избирательной комиссии, председателей территориальных и участковых избирательных комиссий. Всего было выявлено около двух тысяч нарушений. И за всё это время к нам замечаний не было. И вдруг я узнаю, подчеркну, узнаю из публикации в средствах массовой информации, что у Виктора Васильевича Игнатенко есть какое-то особое мнение о деятельности милиции во время выборов.
Считаю, что это высказывание бросает тень на всю милицию, как, впрочем, и намёки на то, что избирательные документы по 15-му округу, изъятые в Черемхове, помещены в некий подземный бункер и, как подчеркивает Игнатенко, их охрана не доверена милиции. Отчего же Виктор Васильевич вдруг перестал доверять милиции, если во время подведения итогов выборов в адрес сотрудников милиции ни одной претензии высказано не было? Наоборот, он благодарил нас за выявленные недостатки и сделанные заранее предупреждения о возможных нарушениях.
Я не политик и не хочу комментировать политическую ситуацию в регионе, но считаю, что конфликт вокруг выборов могут использовать силы, которые заинтересованы в нагнетании обстановки в регионе накануне назначения президентом главы области. Не нужно тянуть меня в политику, мне хватает своих должностных обязанностей. Давайте каждый будет заниматься своим делом.
Записал Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ