Технологии молодости
Будущий год объявлен в Иркутской области Годом молодёжи
Агентство по молодёжной политике Иркутской области и региональная Общественная палата весной выступили с инициативой объявления 2009 года Годом молодёжи в Приангарье. Идея нашла поддержку у временно исполняющего обязанности губернатора области Игоря Есиповского. Десятью днями раньше из-под пера Президента РФ Дмитрия Медведева вышел подобный указ – «О проведении в Российской Федерации Года молодёжи». Руководитель агентства по молодёжной политике Иркутской области Игорь Иванов уверен, что такое совпадение не случайно, и считает, что будущий год даст старт новым долгосрочным проектам в сфере молодёжной политики.
– Игорь Владимирович, какой смысл вы вкладываете в само понятие «Год молодёжи»? Значит, молодёжь у нас целый год будет «главным героем»?
– Это вовсе не значит, что целый год у нас будет «праздник каждый день», а потом всё закончится и мы вернёмся к исходному состоянию. Мы по-иному подходим к самому факту объявления Года молодёжи и смыслу, который вкладывается в это понятие.
Год молодёжи – это стартовая площадка для реализации долгосрочных проектов, направленных на улучшение жизни молодёжи в регионе. Это шанс привлечь внимание государства к решению наиболее острых проблем, которые связаны с категорией «молодёжь». Их предостаточно. На сегодня у государства есть все условия и все возможности для того, чтобы заняться системным решением проблем молодёжной политики.
Настало время переломить ситуацию в молодёжной политике, когда молодые рассматриваются как некий объект опеки и заботы со стороны государства. С таким подходом мы формируем только социальное иждивенчество. А молодёжь – активная часть населения. Нужно только создать условия, когда она сама сможет занять активную жизненную позицию. Все программы, которые реализуются сегодня, направлены именно на это. Ещё больше нам предстоит сделать.
– Каким образом иркутская молодёжь вольётся в проведение этого года в России?
– Имеется несколько проектов, осуществление которых мы планируем начать именно в 2009 году. Иркутская область, например, станет площадкой для реализации нескольких федеральных проектов. Один из них – «Робототехника». Это соревнование, в котором должны проявить себя талантливые молодые люди с инженерными и конструкторскими навыками, умеющие креативно мыслить. По сути дела это конструкторские соревнования. Раньше в системе дополнительного образования работали кружки юных конструкторов, которые выращивали ребят с «инженерной мыслью». Теперь эта тема несколько потеряна. Отчасти это следствие того, что сами инженерные специальности на какое-то время стали непопулярными. Но теперь инженеры вновь востребованы. Тем больше поводов возобновить эту работу. Акцент будем делать на старшеклассников и студентов инженерно-технических специальностей.
Я думаю, Иркутская область поборется за право быть федеральной площадкой для проведения этого конкурса. Тем более что у нас есть такие гиганты, как ИрГТУ и авиационный колледж, есть высокотехнологичные предприятия, например НПО «Иркут». Налицо потребности рынка труда с одной стороны и достаточный потенциал системы образования с другой. Однако расслабляться не стоит, потому что бороться предстоит с такими сильными соперниками, как Красноярск и Новосибирск.
Ещё один федеральный конкурс – Всероссийский молодёжный инновационный конвент. В рамках этого мероприятия с красивым названием мы надеемся собрать молодых людей, которые умеют думать по-новому, с рационализаторской жилкой. Обязательное условие – наличие экономически обоснованных идей, готовых к реализации. Конкурс всероссийский. Начальный этап пройдёт в регионе. Победители поедут представлять область в Москве и получат право осуществления своих проектов. Для области это особенно интересно тем, что региональная власть может выступить в проекте как эффективный коммуникатор в поиске и отборе талантливой молодёжи с одной стороны и потенциальных партнёров – предприятий, заинтересованных во внедрении новых проектов, – с другой. Одновременно администрация выступает в роли гаранта для авторов.
Мы прекрасно понимаем, что сегодня можно быть семи пядей во лбу, но не быть услышанным и по этой причине не иметь возможности для самореализации. Именно это зачастую приводит к тому, что молодые люди покидают регион. Эти два проекта гарантированно состоятся на территории нашего региона.
– Но кроме федеральных имеются ведь проекты региональные. На ваш взгляд, какие из них наиболее значимы?
– Очень перспективный проект, также направленный на талантливую молодёжь, – «Битвы креаторов». В мире, и в России в том числе, складывается особый класс креативных людей. Именно они формируют повестку сегодняшнего и завтрашнего дня в разных областях – экономике, промышленности.
Технология, положенная в основу реализации проекта, отработана давно. Это некий микс брейн-ринга. Только брейн-ринг работает по принципу «вопрос-ответ», а у нас будет вопрос, на который нет ответа. Ответ нужно будет найти. Создаются команды из молодых людей, объединённых сферой деятельности – сельское хозяйство, производство, социальная сфера и так далее. Перед ними ставится проблема, реально существующая на каком-то предприятии. Суть проекта не в том, чтобы выбрать лучшую команду по принципу «кто кого переубедил». Задача более глобальная: найти несколько вариантов решений реально существующей проблемы. Таким образом, молодые люди получают шанс быть увиденными потенциальным работодателем. Интерес предприятий тоже понятен. Заказчиками будут выступать производства, социальные учреждения. Откликнулся банковский сектор, ряд крупных предприятий, например РЖД и «Иркут».
Есть два проекта, которые мы надеемся «обкатать» в этом году, а в будущем выйти на полномасштабную реализацию. Это «Молодёжь в лицах» и «Сельская молодёжь». Есть направление, о котором хочется поговорить отдельно. Это проекты, направленные на молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На июньских общественных слушаниях целый блок вопросов был посвящён данной категории молодёжи. Поскольку она неоднородна, подходить к ней нужно очень взвешенно. Сюда относятся прежде всего инвалиды, имеющие определённые ограничения по здоровью.
Для работы с этой группой ребят мы намерены активно привлекать общественные организации. Технология обкатана в совместном проекте «Кадры нового поколения», где общественные организации выступают и заказчиками, и активными участниками. Планируется этот проект расширить за счёт подключения соцзащиты. Ребятам нужны не только социальные гарантии. Им нужны условия, чтобы они могли получить специальность, встроиться в социальную сеть. Государство может многое, причём ценой малых усилий и затрат. Например, сделать для таких ребят более доступным Интернет с его информационными возможностями – значит открыть окно в другой мир.
Вторая категория, которая также относится к молодёжи в трудной жизненной ситуации, – малолетние преступники и ребята «группы риска», состоящие на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних, то есть «трудные» подростки. На сегодня в регионе велика доля преступлений, которые совершают несовершеннолетние. Как правило, это групповые преступления. Группы возникают обычно по месту жительства, туда входят «дети улиц», подверженные чужому влиянию. Значит, нам нужно идти в эти группы и «разбивать» их. Усилия следует направлять на работу с ребятами именно по месту жительства. Можно много чего делать. Например, нужно работать с клубами, организовать досуг.
– Но проблема в том, что «дети улиц» не пойдут в клубы. Они даже в школу не ходят.
– Вот именно. Поэтому не следует идти формальным путём. Система образования одна с ними не справится. Но очень часто привлечь таких ребят вполне по силам общественным организациям. Они могут это сделать и делают. Просто им нужно помочь. Решить на уровне местного самоуправления вопросы с помещением. От местной власти зависит, насколько успешно эта система будет работать. Нужно только, чтобы местная власть это осознавала. Поддержать общественные организации и их лидеров можно через государственный заказ, через субсидии, проведение конкурсов. Именно с этих позиций мы будем заходить на территории, будем формировать мотивацию у органов местного самоуправления.
Ещё один проект, направленный на трудную молодёжь, – всероссийский конкурс «Город мастеров». Региональный этап пройдёт в Иркутской области. Смысл прост, технология известна. Она работает и даёт отличные результаты в Санкт-Петербурге. Это индивидуальное сопровождение «трудных» подростков. В принципе, подобный опыт есть и у нас в рамках совместной работы агентства по молодёжной политике и ГУВД. Центр профилактики наркомании занимается с ребятами, состоящими на учёте в ГУВД. Эффект замечательный.
Однако мало убедить человека начать жить по-другому, надо дать ему реальный шанс попробовать на вкус эту другую жизнь. Питерская программа как раз даёт такой шанс. Система работает через создание центров, мини-предприятий для таких ребят. Целый комплекс работает на эти цели. За год в Санкт-Петербурге создано 600 мест для подростков, стоящих на учёте либо имеющих условное осуждение. Продавая свою продукцию, такие ребята могут дополнительно заработать. Это очень важно. Думаю, в 2009 году мы запустим этот проект как «пилотный» в Иркутске.
– Муниципальные программы тоже входят в сводный план мероприятий Года молодёжи?
– Обязательно. Роль муниципалитетов вообще должна возрастать. Очень важно, чтобы на уровне муниципального образования скоординированно и целостно формировалась политика по отношению к молодёжи. Приходится констатировать, что на сегодня этого нет. Нет целостной картины в разрезе муниципального образования, нет целостного представления о том, к чему стремиться, куда идти. Порой вообще трудно выделить болевые точки молодёжной политики в разрезе конкретного населённого пункта. Год молодёжи – повод обратить на это внимание.
– Ну почему же? Несколько болевых точек можно сходу назвать. Для всех территорий остро стоит проблема с жильём…
– Вторая общая проблема – наличие молодых специалистов просто как фактора социальной жизни. Не хватает молодых специалистов. Причём дело не просто в зарплаты упирается. Свежий пример: в одном маленьком городке возникла проблема, которая могла бы стать смешной, если бы не была такой грустной. Там нет бульдозериста. Зарплата 40 тысяч, а специалиста найти не могут. Приходится из Иркутска возить, из других регионов. И так везде.
Муниципальные образования должны обращать внимание не столько на зарплаты, сколько на создание инфраструктуры. Это и жильё, и быт, и отдых. Социальное обслуживание должно развиваться. Не поедет квалифицированный бульдозерист в Усть-Кут или Зиму, потому что он и в Иркутске отличную работу найдёт.
Уже на уровне государства идёт речь о необходимости выравнивать уровень жизни, чтобы не было такого огромного расслоения. Сравните, например, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск и Иркутск. То же самое можно увидеть в самой Иркутской области, если сравнить Иркутск и северные территории. Можно сколько угодно рассуждать о «человеческом капитале», но ничего не изменится, пока мы этот капитал не выделим как самоценность. Мы много говорим об экономике, о прорывных технологиях. Но кому нужны заводы и кто на них будет работать, если мы не занимаемся главным? А главное – это человек. Вот о чём нужно говорить.
Но позиция государства меняется. Помощь уже стала адресной, как и должно быть. Второй важный принцип – уход от «давательной» позиции, когда государство давало всем по 5 копеек. Хоть и немного, зато никому не обидно. В частности, это касается молодёжи. Ей вообще «давать» не нужно, в неё нужно «вкладывать». Молодёжь – самый благодарный материал для вложений, она вернёт всё с большими процентами. Это те самые инвестиции в человеческий капитал. Молодёжь задаёт повестку завтрашнего дня. Что она сформирует и где – вот об этом нужно задуматься.
Ещё один важный блок – создание идеологии. Год молодёжи – отличный повод наконец-то этим заняться. Будем поднимать региональный дух, формировать идеологию успешного, красивого, здорового молодого человека, который гордится тем, что он живёт в России, в Иркутской области. Причём важно понимать, чем гордиться.
– А чём гордиться?
– Я всегда пример привожу: знаем ли мы молодых учёных, которые здесь живут, и работают, и в 23 года защитили диссертацию по физике? А такие люди есть, просто мы о них не знаем. Как-то положительные герои вышли из моды. Но это дело поправимое, всё зависит от законодателей моды. Сейчас проводится конкурс «Молодёжь Иркутской области в лицах». Надеюсь, он покажет наших героев.
Мы плохо знаем свою область. Например, много ли культовых мест в области можем назвать навскидку? Байкал не считается. Комсомольцы назовут Братскую ГЭС, Усть-Илимскую ГЭС, ещё целый ряд строек. А ведь такие места есть, и мы должны их знать.
– Насколько проекты обеспечены финансированием?
– Мы заручились поддержкой губернатора и Законодательного собрания. Надеемся, что это найдёт своё отражение в региональном бюджете будущего года. Федеральные средства обычно идут на софинансирование, объём которого во многом зависит от того, насколько мы сможем финансово обеспечить вышеперечисленные федеральные проекты. Сегодня Федерация готова давать эти средства.
В ноябре стоит задача проработать два крупных мероприятия, которые войдут в план всероссийского Года молодёжи. Такие проекты мы намерены тщательно отбирать. Крупные предприятия готовы выступить и заказчиками, и партнёрами по реализации тех или иных задумок, непосредственно с ними связанных. Надеюсь, что Год молодёжи станет площадкой для старта долгосрочных проектов, которые молодёжь будет осуществлять на благо развития страны и родного региона.
Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»
Фото Николая БРИЛЯ