издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Польский долг

Дипломата из Польши, задолжавшего более трёхсот тысяч рублей иркутянке, могут принудить к возвращению денег судебные приставы на родине. Жительница Иркутска Светлана Савичева, оставшаяся инвалидом по вине бывшего генерального консула Польской Республики в Иркутской области Анджея Яницки-Рола, собирается добиваться экзекватуры – признания судебного решения, вынесенного в России, действительным на территории другого государства.

Добиться компенсации нанесённого морального и материального вреда Светлана Савичева пытается уже полтора года. В марте прошлого года она стала жертвой дорожно-транспортного происшествия: «УАЗ», где Савичева ехала в качестве пассажирки, протаранила «Тойота-РАВ IV». За рулём «Тойоты» находился тогда ещё генеральный консул Польской Республики в Иркутской области Анджей Яницки-Рола. Авария произошла, потому что он проигнорировал дорожный знак «Уступи дорогу», сообщили сотрудники ГИБДД, осматривавшие место происшествия.

Мнение милиционеров подтвердил и Кировский районный суд, вынесший постановление о необходимости возместить моральный и имущественный вред водителю «УАЗа» Владимиру Бурбулову и его пассажирке Светлане Савичевой. У автомобиля Бурбулова в результате аварии была серьёзно повреждена кабина, отвалилось колесо. Светлана Савичева, сидевшая как раз с той стороны, куда пришёлся основной удар, почти на три месяца попала в больницу. Кроме многочисленных ушибов, врачи зафиксировали у Светланы черепно-мозговую травму и ушиб позвоночника. «Теперь мне необходимо два раза в год в целях профилактики посещать санаторий, а я работаю в бюджетной сфере, в больнице, и на санатории у меня совершенно нет денег», – говорит Светлана Савичева.

В общей сложности суд обязал Анджея Яницки-Рола выплатить более четырёхсот тысяч рублей: из них более ста тысяч Бурбулову и более трёхсот – Савичевой.

Однако польский дипломат требование российского суда проигнорировал. В интервью одному из местных телеканалов он заявил: «У меня есть иммунитет, и я надеюсь, что он работает не только в мире, но и в России также». И уехал в апреле в Польшу, в срочном порядке покинув свой пост. Светлана Савичева в свою очередь надеется, что постановление суда, не сработавшее в России, всё-таки будет исполнено в Польше. На этой неделе она подала обращение в Кировский суд, чтобы собрать необходимые для экзекватуры документы.

Судебные акты действительны только на территории той страны, где они были вынесены, то есть российские судебные решения вполне могут не признаваться в Польше и наоборот, пояснил начальник отдела организации принудительного исполнения Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Михаил Юрин. Поэтому пострадавшие от рук иностранца должны добиваться межгосударственной справедливости через Министерство юстиции. Ближе всего к Иркутску представительство Минюста можно найти в Новосибирске. Светлане Савичевой придётся обращаться туда, предварительно изложив свои претензии письменно на польском языке и приложив к ним документы из Иркутского суда, опять же переведённые на польский. Сотрудники российского Минюста отправят все документы в министерство в Польше, и примерно полгода Светлане Савичевой следует ждать, признает ли действительным польский суд решение местного суда. В случае положительного ответа Анджея Яницки-Рола обяжут выплачивать денежную компенсацию уже польские судебные приставы.

По словам Михаила Юрина, местным судебным приставам довольно часто приходится способствовать выполнению положительных решений Иркутского областного суда в пользу граждан других стран. Обычно жители области выплачивают денежные претензии гражданам (а чаще – гражданкам) бывших союзных республик: Украины, Молдовы, Белоруссии, Казахстана. Как правило, деньги из Приангарья уходят за рубеж в форме алиментов от экс-супругов иностранок, приезжающих на заработки в промышленные районы области.

Одну взыскательницу иркутская и ангарская службы судебных приставов знают очень хорошо. Женщина, проживающая на Украине, уже в течение пяти лет контролирует процесс выплаты алиментов с помощью постоянных жалоб. «Бывший муж работает в Ангарске и исправно переводит деньги на расчётный счёт супруги, однако женщина всё равно пишет по 15-20 жалоб в год, – заметил Михаил Юрин. – Наверно, считает, что таким образом держит нас в тонусе. Сумма алиментов немаленькая, так что женщина не зря старается». В отношении иностранных граждан процедура экзекватуры проводится тоже в основном по вопросу выплаты алиментов. «При взыскании денег из-за границы чаще всего женщины проявляют активность», – заметил Михаил Юрин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры