издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Каждая съёмка – как дебют

На экраны вышел новый российский фильм «Пленный»

Алексей Учитель – известный петербургский режиссёр, снявший фильмы, которые отмечены призами многих престижных международных кинофестивалей: «Мания Жизели» (дебют документалиста в игровом кино), «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие». «Пленный» – его пятая картина, на кинофестивале в Карловых Варах она получила «Хрустальный Глобус» за лучшую режиссуру и теперь приглашена на 26 международных фестивалей. Премьера уже состоялась в Петербурге.

– Алексей Ефимович, у вас в фильме нет известных актёров, медийных лиц. Почему?

– Мне нужны были лица, которые раньше на экране никто не видел. Нашли ребят, с моей точки зрения, очень и очень талантливых, их всех ждёт большое будущее. Думаю, со всеми обязательно продолжу сотрудничество. В последнее время у нас на экране мало настоящих мужиков. Мне хотелось, чтобы они появились. И, конечно, мы смотрели на способности, талант. Когда в финале Слава Крикунов (сержант Рубахин) едет в машине и держит молчаливую паузу на несколько минут, его лицо многое выражает. Это я называю третьим пластом, одним из высших проявлений актёрского таланта.

Пете Логачёву (Вовка-стрелок) я советую приехать в Москву и показаться в московских театрах. Уверен, что режиссёры откликнутся. Но он говорит, что ему пока интересно в Орле, там хороший главный режиссёр. Мы даже не подозреваем, сколько талантливых ребят работают в разных городах. А если бы мне не попалась его фотография! И не вызвали бы мы его на съёмки… Жаль, что нет такой картотеки, где были бы собраны фотографии всех актёров из театров страны.

Безусловно, есть талант у Ираклия (пленный), и если он захочет, то актёром станет. Проблемы с ним были. Когда он, ещё школьник, пришёл к нам, то плохо говорил по-русски, не знал, что такое большой современный город, со многим сталкивался впервые в жизни. Его непосредственность «работала». Конечно, ему было сложно, но справился он замечательно. Например, снимая сцену в реке, мы сделали 17 дублей! Поверьте, это по-настоящему опасная горная река. И наш каскадёр вообще не хотел пускать в неё Ираклия. Но он человек смелый, заявил: «Нет, только я!». Чеченского языка Ираклий, грузин, не знал, на съёмках учил его и тщательно выговаривал фразы, но всё-таки для достоверности мы пригласили на озвучивание чеченского паренька (тоже не актёра). По тембру их голоса удивительно похожи.

– Где проходили съёмки? Выезжали ли в Чечню?

– Мы очень долго и тщательно выбирали натуру, советовались с чеченцами, потому что нам нужна была правда. А снимали в Крыму, природные данные действительно похожи. Я сознательно отказался от съёмок в самой Чечне. Съёмочная группа должна работать нормально, творить, а не думать об опасностях.

– Как вы погружались в тему?

– Я прочитал массу литературы. Мне многое открыл замечательный писатель Захар Прилепин, прошедший Чечню, с ним я встречался несколько раз. Разговаривал с родителями детей, которые снимались у нас, они рассказывали страшные истории. Когда снимали массовку, когда происходило озвучивание, к нам приходило много чеченцев, они очень помогали нам, давали полезные советы. Мы читали им сценарий, и никто не сказал: «А почему вы убиваете нашего?».

– Как отреагировал на премьеру писатель Владимир Маканин, по рассказу которого снят фильм?

– Конечно, о впечатлениях лучше спросить у него самого, но, по-моему, он доволен. Рассказ «Кавказский пленный» написан в 1994 году. Сценарий отличается от первоисточника. Мы работали вместе с писателем, при участии молодого автора Тимофея Декина. Действие перенесли в наши дни, поменяли какие-то реалии. Я с трепетом шёл на первую встречу с Маканиным. Знал, что он человек немолодой. Скажу, что давно не встречал людей более разумных, талантливых, молодых по духу. Кстати, у Владимира Семёновича сценарное образование, но он забросил это дело после двух неудачных фильмов, и понятно, что сначала с опаской отнёсся к моему предложению. Я сказал, что у нас ещё нет сценария, но фильм будет сильно отличаться от рассказа. «Так этого я и хочу!» – ответил Маканин. И работал, придумывая, и ждал результата.

– Для кого ваша картина?

– Для молодых в первую очередь, идеологически фильм больше нужен им. Герои картины молоды. И молодые зрители должны задуматься не только о военных действиях в мире. Почему мы становимся жестокими и начинаем убивать людей на улице?

– «Пленного» уже называют самой лучшей вашей картиной.

– Почему бы с этим не согласиться? (Смеётся). Как сказал Михалков, к каждой новой картине надо подходить не как к последней, а как к первой. Этому я стараюсь следовать и часто говорю об этом своим студентам. Каждый раз съёмки для меня – дебют. Когда приступаю к новому фильму, мне кажется, что ничего не умею, не знаю и должен открыть для себя что-то новое. Поэтому мои фильмы такие разные, хотя их не так и много. Мне кажется, что если режиссёр повторяет себя, то начинается увядание. Я безумно боюсь этого момента.

– А о чём будет ваш следующий фильм?

– Начинаю съёмки нового фильма – масштабного, высокобюджетного, со многими известными актёрами, что я делаю нечасто. Для меня это действительно совершенно новый шаг. Тщательно, уже год, готовимся к съёмкам. Они будут проходить под Петербургом: в Большой Ижоре, за Ломоносовом, у нас построен огромный посёлок; в Лосево, под Приозёрском, соорудили колоссальный разрушенный мост. Будет много танков и паровозов. Сценарий написал Александр Гоноровский (он был одним из авторов сценария фильма «Первые на Луне»). В главной роли – Владимир Машков. Вторая главная роль – у Славы Крикунова, а Юля Пересильд, сыгравшая вместе со Славой в моём «Пленном», здесь получила главную женскую роль. Будут сниматься Сергей Гармаш, Армен Джигарханян, Александр Баширов, Ксения Раппопорт. Приглашены немецкие актёры, в частности, очень интересная актриса Аньорка Штрехель, я увидел её в фильме на фестивале в Карловых Варах, играет она и в театре.

Рабочее название фильма – «Густав». Действие происходит в Сибири осенью и зимой 1945 года. Драматургическую основу составят столкновения людей, которые были в плену у немцев, и немецкой девушки, которая не знала о войне, спрятавшись в лесу после ареста отца и прожив там отшельницей несколько лет.

«На пороге» все волнуемся, но надеемся, что кино получится. Снимать будем до нового года. Думаю, что в конце следующего картина появится на экране. К счастью, финансы есть – редкий случай…

Фото Дмитрия КОЩЕЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры