Формула Гладышева: ответственность плюс самореализация
Из множества понятий, наиболее полно раскрывающих сущность этого человека, мне больше всего по душе «ответственность» и «самореализация». А если к ним ещё добавить определение «высочайшая», то они без малейшего преувеличения могут стать главными составляющими формулы Гладышева. Наступает момент, когда в трудовой биографии каждого человека сама жизнь со всеми её перипетиями подводит своё резюме – состоялся или наоборот? В анкетах кадровиков, как правило, ответа на этот вопрос вы не найдёте. Только «анкета» жизни может дать полное представление. Так вот я с уверенностью, опираясь на рассказы сподвижников моего героя, на впечатляющие успехи его ОАО «ПО Усольмаш», куда входит и ООО «Усольвагонмаш», могу сказать: этот человек состоялся!
Думаю, поэтому формула Гладышева – высочайшая ответственность плюс саморе-ализация – никак не напоминает частокол восклицательных знаков, из коих ещё вчера «лепился» образ передовика эпохи. Скорее, она стала тем спасательным кругом, который удержал на плаву предприятие и дал ему новую жизнь в то время, когда другие тщетно подавали сигналы SOS, безвозвратно погружаясь в пучину экономической разрухи 90-х. Само понятие «ответственность» в период ельцинского раздрая, подобно различным ОТК, опустили ниже плинтуса вместе с культурой и нравственностью, а чуть позже уже и контролировать было нечего.
У ОАО «ПО Усольмаш», вся жизнь которого, несомненно, ещё впереди, уже есть своя история. А история, как известно, уважает точные даты. Надо же было судьбе так распорядиться, что «Усольмаш» и его руководитель родились в один день – 17 июля. Только тогдашний завод горного оборудования первые шаги сделал в знаменитый год нашей победы и в 2005-м отметил своё 60-летие, а его директор появился на свет шестью годами раньше и в будущем, 2009-м, встретит свой 70-летний юбилей.
Собственно, всю историю развития «Усольмаша» (а с 2003-го и «Усольвагонмаша») я бы разделил на два периода – «догладышевский» и «гладышевский». Нас, естественно, в этой истории будет интересовать второй. Он начинается с 1986 года, когда директором Усольского завода горного оборудования был назначен Александр Михайлович Гладышев (с 1993 года завод стал ОАО «Производственное объединение Усольмаш»). Поэтому последние 22 года работы этого предприятия мы начнём «препарировать» прямо сейчас.
Кроме предлагаемого вам сегодня обзорного содержания рассказа об «Усольмаше», в следующих выпусках в него войдёт глава о кадровой и социальной политике предприятия. Перед вами предстанет А.М.Гладышев как талантливый изобретатель, узнаете вы и о том, как важна роль личности руководителя в становлении объединения. Будут в этом рассказе и главы о новых технологиях и трудовых династиях, о ставке на «молодость» и уникальных самородках, чей талант далеко перешагнул сферу производственной деятельности. Мы рассмотрим «Усольмаш» как образец выживания в экстремальных ситуациях, а на «Усольвагонмаш» взглянем как на локомотив в будущее.
От многих руководителей слышал я весьма распространённое мнение, что, дескать, успех любого предприятия в период нашей, мягко выражаясь, рыночной экономики невозможно просчитать. Отсутствие какой-либо стабильности заслоняет уверенность в завтрашнем дне. Вот разве если только там, высоко в небесах, звёзды удачно сойдутся…
Гладышев всей своей трудовой биографией основательно разрушил это представление. И тогда, когда приватизация и демократизация плюс нормализация всей страны были ещё впереди. И позднее, когда «чубайсо-экспроприация» родного Отечества послала в сокрушительный нокаут крупнейшие промышленные флагманы и нашего региона. Здесь достаточно упомянуть Усольский химфарм, Иркутский завод имени Куйбышева, завод карданных валов – всех не перечесть. Именно в то время Гладышев, как панфиловцы под Москвой, выстоял.
Мы все свидетели того, какими высокими темпами растут цены на электроэнергию, тепло, топливо, транспортные услуги, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение… К немонетарным факторам относится и банковская политика дорогого кредита (что активно стимулирует вывоз капитала за границу), и паразитическое потребление криминального сообщества. На долю немонетарных факторов в общем росте инфляции, как утверждает известный экономист, академик РАН Дмитрий Львов, приходится 85 процентов. Инфляцию в стране порождает не избыток денежной массы, а отсутствие должного менеджмента на высшем уровне управления экономикой…
К чему я об истинах, возможно, многим специалистам уже набивших оскомину? Да к тому, что даже в таких условиях у нас, слава богу, ещё не перевелись руководители гладышевской породы, для которых не указ «сверху», а простое слово «надо», отвечая самым сложным вызовам времени, превращается в целую философию созидания. И это, заметьте, сейчас, когда другие промышленные предприятия (из тех, что выжили) нашей области мечутся в поисках грамотных управленцев, способных вывести их из пике.
По-моему, менеджмент по Гладышеву представляет собой сплав зрелого опыта и житейской мудрости с молодой энергией и свежими идеями. У него в руководителях ходят стар и млад. Судя по результатам, «симбиоз» этот приносит ощутимую пользу. Неизвестно, каким рентгеном пользуется Александр Михайлович при определении максимальной отдачи, я бы даже сказал – яркого гармоничного соответствия места и человека, но точно известно, что метод его «синхронизации» не даёт сбоев.
Если театр, по Станиславскому, начинается с вешалки, то новая история «Усольмаша» – с его директора. Продолжая дальше раскручивать метафору театрального реформатора, необходимо отметить, что любит Александр Михайлович не себя на «Усольмаше», а «Усольмаш» в себе. За почти полувековую журналистскую практику, бывая на многих предприятиях в России и за рубежом, я нигде не встречал такого удивительного единодушия – от охранника до замов генерального: когда заходила речь об Александре Михайловиче, у людей в голосе появлялись доброжелательные нотки и теплее становился взгляд.
Почему-то тогда невольно всплыло в памяти: «Мы говорим «партия» – подразумеваем…». Впрочем, давно уже не подразумеваем. Но сегодня, когда вспоминают «Усольмаш», как бы сам собой подразумевается Гладышев.
Имя собственное Александр Михайлович основательно вписал в новую биографию предприятия, по моему глубокому убеждению, навсегда! В нынешнем тандеме – «Усольмаш» и его генеральный директор – ведущим уже является Гладышев. В отношениях предприятия и его руководителя очень важно, кто кого? Или завод с его ворохом «разнокалиберных» проблем «освободит» своего директора от работы как несостоявшегося управленца, или всё произойдёт с точностью до наоборот и директор освободит завод от вороха проблем, овладев всеми премудростями современного менеджмента. Примеров «ликвидации» несостоявшегося управленца у нас хватает.
А Гладышев – успел. Его проект изготовления железнодорожных деталей, по собственному выражению Александра Михайловича, имел для него и всего коллектива такое же значение, как запуск ракеты для первооткрывателей космического пространства.
Создание ранее неизвестного производства, рассчитанного на выпуск ответственных литых деталей для грузового подвижного состава РЖД, успешно завершено. Созданы новые мощности, запущена в эксплуатацию поточная линия, и освоена технология изготовления незнакомой до сих пор продукции. Она, кстати, отлично прошла испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ(а) в городе Щербинке. Проведённая специалистами ОАО «РЖД» оценка производства показала готовность «Усольвагонмаша» к выпуску серийной продукции, отвечающей самым высоким требованиям. И, наконец, в июне этого года была поставлена последняя точка – получен сертификат соответствия на выпуска-емую продукцию «балка надрессорная» и «рама боковая».
«Усольвагонмаш» – шестое предприятие в РФ и СНГ, которое прошло все этапы производства и освоило полный комплекс сложнейших испытаний новой продукции.
Масштаб проделанной работы трудно поддаётся измерению, но, пожалуй, осмыслению – ещё труднее. Этот проект предусматривает только на первом этапе увеличение объёмов выпускаемый продукции до 1000 тонн годного литья в месяц, а также открытие сотен дополнительных рабочих мест. И всё это в восьмидесятитысячном Усолье, где квалифицированная перспективная работа с достойной зарплатой пока на вес золота. А в ближайших планах предприятия – развитие производства для вагоностроения. Теперь уже никто не сомневается, что и оно скоро будет запущено в эксплуатацию.
Известность ОАО «ПО Усольмаш» давно перешагнула российские границы и получила международное признание. В 1999 году в Риме предприятию была присуждена награда за коммерческий престиж, в Женеве – международная «Золотая звезда» за качество, в Париже – европейская награда тоже за качество. В 2000 году коллектив получил хрустальную «Нику» (Партнёрство ради прогресса), в 2002 году «Усольмаш» стал обладателем «Золотого стандарта», а годом раньше его директору был вручён диплом «Лучший руководитель года».
Пользуясь лексикой последнего президента СССР, я тоже готов повторить «процесс пошёл» и от себя добавить: «Причём в нужную сторону». Признание заслуг коллектива и его директора становится лучшим стимулом к наращиванию производства. Объём его за прошлый год составил 759676 тыс. рублей против 518787 тыс. рублей в 2006 году. На 4000 руб. за это же время выросла заработная плата. Объединение не имеет задолженности ни по зарплате, ни по уплате налогов и отчислений во внебюджетные фонды, сохранён и стабильно работает большой коллектив машиностроителей. Только объём социальных затрат в прошлом году составил 11 млн. рублей.
В Иркутске содержание футболистов «Звезды» и состояние стадиона «Труд» – непроходящая головная боль. Скоро, наверно, в хроническую перейдёт. А «Усольмаш» давно на «довольствие» поставил и юношескую футбольную команду, и свой собственный стадион. Сейчас ведётся реконструкция заводского профилактория. Есть и Дом культуры, где занимаются детские и юношеские хореографические ансамбли. А в оздоровительном центре предприятия за символическую плату сотни работников проходят курс лечения. Платная медицина тут пока ещё не одолела бесплатную, о которой сейчас все с ностальгией вспоминают. Многие за счёт объединения отправляются в областные санатории. Кстати, большинству жителей города Усолья это даже во сне не может присниться. Зато ежегодно более 50 детей сотрудников акционерного общества в летнее время отдыхают в лагерях нашего региона. И опять-таки за счёт предприятия. Оно же оплачивает учёбу детей работников в высших учебных заведениях. И тут снова нас может посетить ностальгия. На этот раз уже по бесплатному образованию.
Сегодня в стране остались считанные предприятия, где ещё думают о жилье для молодой семьи. «Усольмаш» – одно из них. Семейным парам здесь предоставляются комнаты в ведомственном общежитии. А в прошлом году, когда был сдан в эксплуатацию жилой дом, построенный предприятием, сотрудникам в нём выделили квартиры.
К социуму у нас, если взглянуть на него с позиций всероссийского масштаба и с полным основанием предъявить все претензии, – никакой книги жалоб не хватит. Отчаянный оптимист заплачет. А если посмотреть на тот же социум под углом отдельно взятого предприятия, например «Усольмаша», картина вырисовывается абсолютно противоположная. Тут уже отпетый пессимист может зарадоваться.
Судите сами. Сегодня, когда множество российских предприятий, особенно в малонаселённых провинциальных городах, проходят по графе «куплю-продам», найти работу вне этой сферы достаточно сложно. Однако далеко не все молодые мечтают получить места на одном из усольских базаров, утоляя жажду потребительского спроса продажей сосисок местного изготовления. И хотя нынче, как и раньше, «всякий труд почётен, где какой ни есть и (вроде бы) человеку по работе воздаётся честь», но рискну утверждать, что престиж Усольского рынка и «Усольмаша», слава богу, пока ещё величины несовместимые. Сиюминутные деньги, которых завтра может не быть, – дорога в никуда. Дефицитная специальность, помогающая молодому человеку прочно стать на ноги и вывести его на карьерную орбиту, – увлекательный путь в будущее.
Возрождение престижа, исчезнувших в последнее время рабочих профессий – ещё одна составляющая социума «Усольмаша».
Очень боюсь высоких слов, но, по-моему, Гладышев при жизни стал явлением. Определить его однозначно не берусь. Время не подоспело. Пока Александр Михайлович один во многих лицах. Экономист? Да! Изобретатель? Да! Администратор? Да! Менеджер новый формации? Конечно же, да!
Но скорее всего он – Хозяин, сумевший открыть некий новый, обособленный вариант третьей силы. Она работает на мощных оборотах и выступает одновременно в двух ипостасях – хозяйственной и новой управленческой.
А ещё я очень жалею, что мало успел узнать о Гладышеве. Судьба не позаботилась, чтобы мы с ним встретились в 1965 году, когда оба работали на Красноярском алюмини-евом заводе. Я тогда был редактором многотиражки и много писал о молодых специалистах. А вот с Александром Михайловичем не посчастливилось пересечься.
Но, быть может, ещё наверстаю…