издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надёжный человек

Иркутскому государственному университету в октябре исполняется 90 лет. Такие даты располагают к разговору не только о самом учебном заведении, но и о тех людях, чья судьба и трудовая деятельность были связаны с университетом. Профессор Владимир Владимирович Яровой был ярким, талантливым человеком и очень много значил для исторического факультета Иркутского государственного университета. Велика наша признательность этому талантливому учёному и преподавателю за его кропотливый труд по обучению и воспитанию многих поколений историков.

Какой бы ни представлялась сейчас советская эпоха будущим историкам, она была единственным возможным временем жизни для людей поколения, к которому принадлежал Владимир Владимирович. Сейчас трудно восстановить, как появился тот интерес к истории, который привёл выпускника черемховской школы на исторический факультет сначала педагогического института, а затем Иркутского государственного университета. Ссылаясь на воспоминания близких Владимиру Владимировичу Яровому людей, можно заключить, что его когда-то увлекли рассказываемые на школьных уроках истории мифы Древней Греции. Как бы то ни было, но к моменту окончания школы в Черемхове этот смутный детский интерес превратился в осознанный выбор будущей профессии.

В его судьбе были два очень важных дела, в которых он достиг значительных успехов: конькобежный спорт и историческая наука. И два человека, сформировавшие его как личность, – доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета Сергей Владимирович Шостакович, а до поступления в университет – заслуженный мастер спорта, серебряный призёр чемпионата мира по многоборью 1961 года Альбина Тузова. Первые шаги, которые сделал Володя на коньках, он сделал под её руководством. Она сразу приметила начинающего спортсмена. Угадав его характер, однажды заметила: «Яровой – многоборец не только в спорте, но и в жизни». И как в воду смотрела.

Владимир Яровой стал мастером спорта, участвовал в дружественной встрече конькобежных сборных команд РСФСР и Швеции, оказался в десятке лучших конькобежцев на зимней Спартакиаде народов СССР.

Что касается его становления как учёного, то сформировался он на кафедре всеобщей истории, руководил которой профессор Сергей Владимирович Шостакович. Это была одна из наиболее динамичных и интересных кафедр на историческом факультете да и в самом университете. Требования к каждому её сотруднику предъявлялись весьма строгие: необходимо было совмещать педагогическую, лекторскую работу с научными изысканиями. Профессор Сергей Владимирович Шостакович в спортивном молодом человеке увидел задатки, необходимые для научно-педагогической деятельности.

В начале 60-х годов, будучи аспирантом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Владимир Владимирович Яровой под влиянием крупных учёных И.С. Галкина и Г.Н. Севостьянова увлёкся американистикой, которая и стала сферой его научных интересов. Вернувшись на кафедру всеобщей истории Иркутского университета, стал читать лекции и вести семинарские занятия по новой истории стран Европы и Америки. В 1970 году в Томском университете он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Политика США в Китае в 1913 – 1917 гг.».

Хочется заметить: в советское время немногие кафедры отдалённых от Москвы вузов имели специалистов по американистике. Ещё меньше было таких учёных, чей уровень исследований признавался бы столичной наукой. Владимир Владимирович Яровой был одним их немногих. В частности, во многом благодаря ему научные разработки кафедры всеобщей истории Иркутского государственного университета были единственными, если иметь в виду провинциальные вузы, утверждёнными Академией наук СССР.

Как учёный, Владимир Владимирович Яровой совершенствовался именно на кафедре всеобщей истории исторического факультета Иркутского государственного университета, которая во многом была уникальной структурой. Все периоды мировой истории, начиная от первобытности и до современности, студенты узнавали от преподавателей этой кафедры. Идея единства человечества, соразмерность универсального и особенного в судьбах народов и стран ярко отражалась в разрабатываемых на кафедре лекционных курсах. Именно в состав этой кафедры, а не кафедры истории СССР, как было тогда принято, входила лаборатория археологии, занимавшаяся исследованием Сибирского региона. Археологи по роду своей деятельности оказывались динамичными людьми, в меньшей степени связанными с обязательной идеологией, и творческая атмосфера, складывавшаяся на кафедре всеобщей истории, формировалась разными подходами, располагала к свободному обсуждению неоднозначных исторических фактов. Владимир Владимирович Яровой был одним из тех, кто создавал профессиональную среду и задавал уровень исследовательского мастерства на кафедре. Научность понималась им как точность, достоверность, критическое восприятие источника, стремление обнаружить закономерности, скрытые за тем или иным событием и фактом истории. В сферу научных интересов, естественно, входил и Сибирский регион как неотъемлемая часть единого мира.

Владимир Владимирович Яровой стремился быть в курсе научных идей зарубежных учёных-историков и, свободно владея английским языком, читал иностранные источники в оригинале. В науке он был так же самоотвержен, как в спорте. Вообще спортивное прошлое очень ему пригодилось. Близко знавший его Ю.С. Пархоменко вспоминает: «…спортивный образ жизни помогал Яровому открывать разные «двери». Яровой всё-таки был сильный мужик, плюс его желание быть первым. В последние годы, когда он уже не мог заниматься спортом, он всё равно ходил на стадион, я думаю, подышать тем воздухом, который его поставил на ноги и держал всё время в форме…».

Одним из очень непростых вопросов для человека, профессионально занимающегося наукой, было отношение к партийной тематике. История КПСС, преподаваемая как неизменная и бесспорная официальная истина, часто давала повод для скрытого или явного нигилизма, сомнений, несогласия. Профессиональная честность, присущая Владимиру Владимировичу, диктовала критическое к ней отношение. Близко знавшие его коллеги утверждают: «Яровой не был дипломатом. Однажды откровенно заявил, что история КПСС – не наука и нам незачем всё время ходить с завязанными глазами и связанными руками».

Ну а возможность преодоления ограниченности он видел в методологическом семинаре, на котором поощрялись свобода научных дискуссий, обсуждение проблем, существующих на стыке разных сфер знаний. Он руководил этим семинаром более 30 лет.

На протяжении многих лет он редактировал сборники трудов кафедры всеобщей истории, считая публикацию непременным итогом научного исследования. Последний сборник, который Владимир Владимирович успел подготовить к печати, вышел в 2002 году. Он был посвящён памяти его учителя и основателя кафедры всеобщей истории профессора С.В. Шостаковича.

Он был прекрасным лектором, немногословным, но умеющим ёмко, несколькими штрихами воссоздать образ времени и выделить скрытые причины исторических событий. На его примере студенты учились уважительному отношению к каждой личности, попадающей в поле зрения историка. На протяжении многих лет Владимир Владимирович Яровой был членом учёного совета Иркутского государственного университета, руководил учебно-методической комиссией своего родного исторического факультета.

Вот каким запомнился он нам, его коллегам, и имевшим счастье слушать его лекции студентам.

Т. КАЛЬЯНОВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений Иркутского государственного университета

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры