Щаповские чтения
Одним из заметных событий фестиваля «Сияние России» станут, безусловно, традиционные Щаповские чтения, которые пройдут с 8 по 10 октября. На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель оргкомитета, доктор исторических наук, профессор ИГУ, член Союза журналистов России Александр МАДЖАРОВ.
– Напомните читателям о человеке, имя которого положено в название чтений!
– Имя и направление чтениям дал наш земляк, историк России ХIХ века Афанасий Прокопьевич Щапов, уроженец Анги, выпускник Иркутской духовной семинарии и Казанской духовной академии. Он читал лекции по русской истории в Казанской духовной академии и Казанском университете, но не был похож на обычного профессора. Создание «Истории» А. Щапов понимал не как заработок, работу, пусть даже творческую, а как высокую миссию служения народу. И в этом отношении он шёл по пути, намеченному Н. Карамзиным, но, в отличие от Карамзина, спешил сказать новое слово в науке в защиту крестьянской России. А. Щапов обладал талантом видеть всю страну в её историческом движении сразу, харизмой пророка, честностью святого и… разделил участь многих талантливых людей России.
В Иркутске есть улица Щапова, сохранился памятник на его могиле, 10 октября 2001 г. (в дни чтений) была установлена памятная доска на здании бывшей духовной семинарии, в которой он учился, а с 1996 г. проводятся Щаповские чтения. Они начнутся как обычно – 8 октября, в среду, в 12.00 в Иркутском музее декабристов.
– Каков нынешний состав участников чтений?
– В чтениях примут участие одиннадцать докторов наук – историки, философы, литературоведы из США, Москвы, Красноярска, Улан-Удэ, Иркутска, но главным образом иркутяне, профессора, постоянные участники чтений Н. Коноплёв, В. Казарин, А. Дулов, Л. Дамешек, Ю. Зуляр, Ю. Кузьмин, С. Смирнов, писатели С. Корбут, В. Максимов и др., кандидаты наук, аспиранты и студенты.
– Можно ли говорить о каких-либо результатах чтений?
– Об одном ожидаемом результате сказать можно словами В. Ключевского: «Главное в жизни историка – мысли и книги». К открытию седьмых Щаповских чтений готовится книга «Христианское начало в культуре России 19 – 21 вв.», примерно половину которой составят труды Афанасия Прокопьевича Щапова.
– Чем нынешние Щаповские чтения будут отличаться от предыдущих?
– Конечно, будут отличаться проблематикой и, пожалуй, наличием приглашённых гостей.
– А кто приедет ?
– Предполагается приезд и участие в чтениях американского историка Теренса Эммонса, профессора из Москвы, директора Государственного архива Российской Федерации, автора и ведущего передач по истории на центральном радио и телевидении С. Мироненко, других.
– Щаповские чтения проводятся уже 12 лет – срок по нашим временам немалый. Область, город помогали? Что вы можете сказать о задачах и, если так можно выразиться, о философии чтений?
– 12 лет для истории – точка, для человека – целая жизнь. В 1996 г. состоялись первые чтения, которые ещё не имели порядкового номера. В 2000 г. чтения впервые были включены в программу областного фестиваля «Дни русской духовности и культуры «Сияние России» и «выходят в свет» благодаря поддержке департамента культуры и архивов Иркутской области, управления культуры г. Иркутска.
Наша роль в «Сиянии России» скромна, но вполне конкретна. Она определяется местом, которое занимает в общественной жизни научная история России (как всё было на самом деле), т.е. научный достоверный факт и его научное объяснение.
Жизнь, а вслед за ней и научная история строятся только на реальных, не всегда красивых и литературных фактах. Поставить коренную и в то же время современную историческую тему и обсудить её в кругу профессионалов – в этом задача Щаповских чтений. Мы постараемся осветить по разным причинам затемнённые, но важные уголки общественного быта, расширить пространство памяти, объединяющей все поколения людей, способствовать адекватному современности структурированию мыслительного процесса, опираясь на классиков русской историографии и прежде всего на А. Щапова, дать новый вектор приложению новых сил.
– Соответствует ли этим задачам тематика чтений?
– Судите сами: «Человек и природа в истории России 17 – 21 вв.», «Сословное представительство и самоуправление в России 17 – 21 вв.», «Христианское начало в культуре России 19 – 21 вв.» и др.
– Наконец, заключительный, традиционный вопрос. Каковы планы на будущее?
– Цели и планы имеются. Однако забегать вперёд не хочется – человек предполагает, а Бог располагает.
Беседу записал Егор СОБОЛЕВ