Его формула успеха
Вышедшая недавно книга Евгения Деркача из серии «Рулевые ВСЖД» «Геннадий Комаров: формула успеха», думается, наверняка привлечёт внимание широкого круга читателей.
Во-первых, она рассказывает о жизни и деятельности одного из талантливых рулевых железнодорожной магистрали. Задача сама по себе сложнейшая. Ведь автор не ставил цель создать одну из серий ЖЗЛ. Он, по его словам, хотел «попытаться осмыслить роль подобных личностей в период смены общественно-экономической формации».
Поэтому, как указано в предисловии, «работа над книгой представляла серьёзные трудности, поскольку до сих пор публикуются сотни статей, авторы которых стремятся оправдать или осудить политику отхода от коммунистических идеалов, обнищание большинства населения страны, тем более распад СССР».
Книга создавалась из живого и «горячего» материала: бесед и встреч с самим Комаровым, с людьми, его знавшими, поездок по тем городам и станциям, где он жил и работал. Более пятидесяти человек дали интервью, это всё надо было обработать и вписать в очерк, не загромождая его лишними подробностями.
Во-вторых, немного найдётся книг, которые бы так правдиво и ярко представили эпоху социализма 60 – 90-х годов прошлого века на железнодорожном транспорте.
Евгений Деркач – известный иркутский журналист, за плечами которого богатый опыт работы на ВСЖД. Его интересы всегда неразрывно связаны с магистралью, с людьми, которые приносят ей славу своим трудом. Всё это позволило ему создать широкое полотно истории нашей страны, Восточно-Сибирской магистрали, других дорог и показать людей, благодаря которым был достигнут высокий уровень железнодорожного транспорта в те годы.
Главный герой очерка – Геннадий Павлович Комаров. Пожалуй, нет человека на ВСЖД, да и на других магистралях, который не слышал о нём. Но что мы знаем о Комарове в действительности? Мнения знавших его порой разноречивы.
В книге Комаров показан прежде всего как один из руководителей отрасли. До сих пор многие его решения вызывают удивление. Например, как можно было в условиях острой нехватки средств добиваться таких методов хозяйствования и организации управления, которые сегодня считаются нормой? Или так умело и оперативно решать социальные вопросы, чтобы в тех же жёстких условиях обеспечить надолго кадровый состав дороги?
Читая книгу, невольно задумываешься о роли этого человека в истории магистрали, о том, что без него в принципе не был бы достигнут уровень сегодняшнего развития ВСЖД.
Возникает и много других вопросов. Например, почему его так уважали и любили простые люди? В книге немало тому примеров. «Завидев невысокого энергичного человека в неизменной кожаной куртке, а зимой в кожаном пальто или форменной одежде, рабочие с воодушевлением сообщали друг другу:
– Палыч идёт!».
Комаров знал в лицо многих людей, любил с ними общаться. И не случайно он говорил, что «история отделения, дороги пишется не только пером, но и резцом, путейской кувалдой, отремонтированными локомотивами, тяжеловесными и длинносоставными поездами, натянутыми электропроводами, строительным мастерком…».
Читатель узнает много нового и о Комарове-человеке: его любимых занятиях – охоте и рыбалке, о друзьях, о сложной и драматичной семейной жизни…
Книга построена так, чтобы читатель мог шаг за шагом, ступенька за ступенькой проследить становление Комарова как руководителя и человека, понять стиль и методы его руководства людьми и отраслью. Этот принцип вполне соответствует представлению Комарова о жизни как крутой лестнице, по которой человек шагает вверх, совершенствуясь и обретая профессионализм.
Немаловажное значение имело и окружение Комарова. Без таких людей, как Л. Финкельштейн, А. Каблуков, В. Глазков, С. Гришин и многие другие, нельзя представить развитие железнодорожного транспорта. В книге им посвящены отдельные странички-вставки.
То, что сделали Комаров и его соратники для ВСЖД, трудно переоценить. Их смелые планы и решения вызывают удивление и восхищение. И всё же Комарова нельзя превратить в легенду. Человек дела, он не любил торжественных речей и высоких почестей. Возможно, это и есть одно из слагаемых его формулы успеха.
А другие слагаемые читатель легко домыслит сам, прочитав книгу. Тем более что очерк написан живо, интересно, он доступен читателям разного возраста: и юноше, «обдумывающему житьё и решающему, делать жизнь с кого», и умудрённому опытом ветерану. А для будущих руководителей подразделений железнодорожных магистралей эта книга, по словам самого Комарова, будет учебником, который поможет им стать настоящими командирами производства.