«Российские железные дороги»: пять лет на пути к совершенству
Главным итогом работы пяти календарных лет открытого акционерного общества «Российские железные дороги» стало принятие правительством РФ фундаментального документа – Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Никогда ещё за всю многолетнюю историю существования железных дорог в России развитию железнодорожного транспорта не уделялось столь пристального внимания.
Созданное 5 лет назад на базе федерального Министерства путей сообщения, сегодня открытое акционерное общество «Российские железные дороги» представляет собой эффективную коммерческую корпорацию. Сейчас можно смело сказать, что ОАО «РЖД» получило мировое признание и в качестве крупнейшего перевозчика, и как долгосрочный заказчик новой техники, и как надёжный заёмщик и партнёр по бизнесу, имеющий высокий инвестиционный рейтинг. А бывшая монопольная отрасль превратилась в поле для эффективного бизнеса и честной конкуренции, куда открыт доступ всем добросовестным компаниям.
Пять лет для Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД, как и для всей компании в целом, были очень непростыми. «Масштабную работу по становлению новой системы хозяйственных отношений в компании и формированию базы для долгосрочного развития необходимо было сочетать с обеспечением возрастающих потребностей экономики в перевозках. Но итоги работы говорят о том, что в этих условиях ВСЖД да и другие филиалы компании полностью справились с задачами, поставленными руководством ОАО «РЖД», — отмечает начальник Восточно-Сибирской железной дороги Анатолий Краснощёк.
За пять лет работы в качестве филиала ОАО «РЖД» Восточно-Сибирская железная дорога обеспечила высокую динамику производственно-экономических показателей, сформировав тем самым основу для дальнейшего развития магистрали. Сегодня ВСЖД в полном объёме удовлетворяет растущий спрос на грузовые и пассажирские перевозки. С 2003 по 2008 год грузооборот дороги возрос более чем на 43%, а пассажирооборот – на 14%.
По словам заместителя начальника дороги по экономике и финансам Владимира Каутца, «динамичный рост объёмов перевозок и эффективное использование производственных ресурсов обеспечили дороге устойчивый рост доходов и рентабельности. Повышение финансовой эффективности позволило полностью выполнить обязательства перед работниками по коллективному договору, обеспечив не только ежеквартальную индексацию заработной платы (в соответствии с ростом потребительских цен), но и её реальное, сверхинфляционное повышение». Так, за пять лет деятельности ВСЖД среднемесячная заработная плата работников, занятых на перевозках, возросла в 2 раза и составляет сегодня порядка 30 тыс. руб.
Особое значение с изменением формы собственности российских железных дорог было отведено организации пассажирских перевозок. По словам начальника ВСЖД Анатолия Краснощёка, «формируя задачи по повышению эффективности работы железной дороги, мы должны чётко представлять себе, что предметная реализация выбранной политики зависит прежде всего от конкретных людей. В пассажирских перевозках это билетные кассиры, дежурные по вокзалам, проводники, начальники пассажирских поездов, станций. Словом, от всех тех, с кого начинаются взаимоотношения «пассажир — железная дорога».
Начальник региональной дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении Владимир Шелегацкий добавляет: «Если в грузовых перевозках частный бизнес уже успешно развивается, то в сфере пассажирских услуг нам ещё надо организовать взаимодействие с ним так, чтобы железнодорожная инфраструктура была не ареной борьбы за выгодную «нитку» графика, а полем совместной работы по развитию пассажирского сервиса, стимулированию роста перевозок».
Спрос на железнодорожные пассажирские перевозки не только постоянно растёт, но и регулярно меняется. За пять лет деятельности компании на ВСЖД были созданы семь новых маршрутов следованием до Адлера, Анапы, Забайкальска, Владивостока. В 2005 году был запущен первый туристический поезд «Байкальский круиз», который курсирует по Кругобайкальской железной дороге. Введены в обращение беспересадочные вагоны сообщением до Алма-Аты, а с 30 мая этого года из Иркутска можно без пересадок добраться до Варшавы и Берлина.
«За пять лет работы ВСЖД в качестве филиала ОАО «РЖД» дорога перевезла более 138 млн. человек, а это численность практически всей России!» — рассказывает начальник дороги Анатолий Краснощёк.
Обеспечение высокой динамики объёмов и качества перевозок в условиях жёсткого ограничения тарифов и издержек потребовало от компании значительного повышения интенсивности использования производственных ресурсов.
Помимо совершенствования системы управления, реализация Стратегии-2030 требует концентрации финансовых ресурсов на проектах и программах, обеспечивающих долгосрочный рост эффективности. «Деньги должны вкладываться туда, где они сейчас нужнее всего, то есть в развитие достаточно устаревшей инфраструктуры», — отмечает начальник дороги Анатолий Краснощёк. В последние годы на ВСЖД были существенно повышены динамика и эффективность инвестиционного процесса. Общая сумма инвестиций в развитие Восточно-Сибирской магистрали за пять лет работы ОАО «РЖД» составила более 57,5 млрд. рублей. При этом если в 2006 году инвестиции составили 10,5 млрд. рублей, а в 2007 г. – 15,1 млрд. руб., то в 2008 г. дорогой будет освоено 21 млрд. руб. Основными задачами инвестиционной программы являются развитие грузовых направлений, наращивание мощностей по ремонту подвижного состава, обновление устройств автоматики и телемеханики, устройств электроснабжения.
Стабильная работа магистрали отражается не только на благосостоянии железнодорожников, но и на бюджете территории тех субъектов Федерации, по которым она проходит. Налоговые перечисления Восточно-Сибирской железной дороги в бюджеты и внебюджетные фонды субъектов РФ за пять лет превысили 30 млрд. рублей.
Пятилетний юбилей компании – это не только повод подвести итоги, это ещё и карт-бланш для начала пути к новым горизонтам развития ОАО «РЖД», поэтапная программа которого рассчитана до 2030 года. Обсуждая на V Байкальском экономическом форуме перспективные вопросы железнодорожного транспорта Сибири и Дальнего Востока, участники форума вновь и вновь обращались к Стратегии развития железнодорожного транспорта как к отправной точке развития Восточно-Сибирского региона. По словам начальника ВСЖД, «к 2030 году на территории нашего региона будут построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие железнодорожные линии. Масштабное расширение Восточно-Сибирской железной дороги, предусмотренное Стратегией, — необходимое условие для опережающего и инновационного развития нашего региона».