Крестьянский вектор
С приходом новых технологий меняется мировоззрение сибирского земледельца
Осень в Приангарье вступила в свои права. Хотя в начале сентября была надежда: вернутся тёплые денёчки, настанет бабье лето. Но ни тепла, ни лета бабьего. И вообще год для крестьянина выдался сложный. «Весна нынче холодной, затяжной оказалась, а июнь – засушливым, – говорит Эдвард Иванович Поляковский, директор ОП «Петровское», которое входит в Белореченское агрообъединение. – Тем не менее на урожай грех жаловаться. Свыше 60 процентов хлебов убрали, и по 30,5 центнера идёт на круг».
К середине сентября механизаторы «Петровского» обмолотили колосовые на 5200 гектарах. Это огромная площадь, если иметь в виду хлебное поле одного хозяйства. Впрочем, сельхозугодия «Петровского» протянулись на 85 километров и находятся в основном в степной и лесостепной зонах. А начинаются они почти с берегов Ангары. О том, что нынче от жёсткой засухи в наибольшей мере пострадала Приангарская зона, говорилось не раз. Но, вопреки всему, именно здесь имеют, можно сказать, рекордные намолоты.
– А кукуруза какая у нас! – продолжает тему Эдвард Иванович. – К 400 центнерам урожайность подбирается. Початки есть. Возле Зернового (села, где расположена центральная усадьба хозяйства – авт.) кукуруза ещё лучше. Там на неделю раньше посеяли, ей больше тепла досталось, и початки более выполненными вышли.
На земли «Петровского» мы попали в День поля. «Шелеховагроснаб» знакомил селян с новейшей и наиболее эффективной техникой. После окончания знакомства большая кавалькада автомашин направилась сквозь полевые просторы на центральную усадьбу «Петровского». Спелые хлеба массивов удивляли своей чистотой, ровностью.
– Плугом не пользуемся уже три года, – рассказывает Эдвард Поляковский, – и пары теперь не пашем. Пользуемся дискатором «Рубин». Парами вообще не увлекаемся. У нас 15 тысяч гектаров пашни, и под пары было отведено 800 гектаров. Но и этого в дальнейшем не будет, потому что земли не хватает. Посмотрите, сколько скота у нас. Полторы тысячи дойных коров и две тысячи молодняка. Но это к слову. Что касается паров, то в некоторых случаях и по другим предшественникам урожай не ниже бывает. Для того чтобы пары оправдали себя, надо получать на них вдвое больше зерна.
Получать с каждого гектара по 60 центнеров – это пока фантастика. Хотя… Разве иные крутые перемены в растениеводстве не фантастика? На вопрос, сколько земли подготовлено под урожай 2009 года, Эдвард Иванович с улыбкой произнёс: «Вся подготовлена».
Оказывается, если поля засорённые, то их обрабатывают дискатором «Рубин». Если более-менее чистые, то оставляют нетронутыми, и они готовы в следующую весну принять семя. Даже кукуруза, которой мы любовались, была посеяна не по зяби, не по глубокой пахоте, а по продискованной. Вот и в ближайшие дни, когда будет убрана «королева полей», сюда опять придёт дисковое орудие марки «Рубин».
Между тем директор Поляковский, наверное, помнит, как вздыхали раньше трактористы, когда направляли их пахать поля после кукурузы. Земля там была сильно утрамбованной из-за воздействия тяжёлых автомашин, самих тракторов и комбайнов. Поэтому после плуга массивы являли собой не очень приятное зрелище. Крупные вывороченные глыбы лежали на всём пространстве. Механизаторы называли их «чемоданами». Теперь этого нет.
Признаюсь, что суждения Эдварда Ивановича по поводу обработки земли вызывали всё новые и новые вопросы. Уж больно многое было необычным для меня, хотя на протяжении чуть ли не трёх десятилетий приходилось освещать работу наших хлеборобов по освоению почвозащитной системы земледелия, прежде всего на примере совхоза «Приморский» Нукутского района. Его директор Апполон Николаевич Иванов, приняв в середине 80-х эстафету от учёных, которые разработали эту систему, пошёл дальше. Поднялся до уровеня нулевой обработки, то есть тоже отказался от пахоты, стал ориентироваться на почво- и ресурсосберегающую технологию. Но при этом от паров не отказывался и пахал их плугом. А СХОАО «Белореченское», взявшись за земледелие, начало с того, что стало осваивать опыт «Приморского». Теперь оно накопило и свой немалый опыт в этом деле.
– Если бы мы не отказались от плуга, то такого урожая не получили бы, – продолжает убеждать меня Поляковский.
Слова собеседника, однако, несут в себе некоторую парадоксальность. Ведь на протяжении предыдущих четырёх-пяти десятилетий на местах предпринималось немало новаций по обработке земли с тем, чтобы сохранить влагу и поменьше ворошить землю. Снимались отвалы у плугов, переходили на дисковые орудия, кое-кто намеревался вообще не пахать, ссылаясь на опыт прадедов, которые ковыряли землю сохой и крошили спёкшиеся куски деревянной бороной. Но те новшества, как правило, заканчивались конфузом. Засорялись поля, падала их продуктивность. Причины неудач были в том, что новую технологию пытались осуществить с помощью старой техники. И эти искатели новых методов и способов обработки пашни шли по пути упрощения работы с ней. У мировой передовой практики иной вектор.
Но прежде чем говорить о новом магистральном направлении, познакомимся, хотя бы бегло, ещё с одним хозяйством – ОП «Черемховское», которое входит в состав СХОАО «Белореченское». Оно в соседях у «Петровского». Находится почти в тех же природно-климатических условиях. Ну разве что здесь больше холмов и бугров, поля пересекают многочисленные ЛЭП, автодороги и т.д. Здесь тоже выращен богатый урожай для нынешнего непростого года. К 28 центнерам приближаются намолоты с гектара. А убрано было на 19 сентября свыше 6,7 тысячи гектаров хлебов.
– Мы тоже перешли на новые технологии, – говорит директор «Черемховского» Пётр Александрович Евдокимов. – На пяти тысячах гектаров с лишним посеяны были хлеба по непаханой земле. Есть массивы, на которых за 30 центнеров брали. У нас работал комплекс «Хорш». До 400 гектаров за сутки засевал.
Весной этого года в ОП «Петровское» я видел в работе посевной комплекс «Джон Дир» производства США. Он делает за один проход все операции, связанные с предпосевной обработкой, самим посевом, и одновременно вносит удобрения. Производительность его чудовищная. Сеет днём и ночью. Огрехи исключены, поскольку комплекс ведёт спутниковая навигация. Посев производился по непаханой земле. То есть по стерне, которая зимой задерживала и сохраняла снег, а весной сберегла влагу от выдувания. При такой высокой производительности хлеборобы имеют возможность в наиболее оптимальные сроки уложить семена в почву.
Итак, накопление и сохранение влаги в почве, безукоризненная обработка, оптимальные сроки полевых работ создают надёжную основу будущего урожая. Но много ли зерна получишь, если понадеешься лишь на естественное плодородие? У специалистов подход очень строгий. Поэтому, затратив на один такой комплекс 15 миллионов рублей, здесь не стали экономить средства на удобрениях и химзащите. Хотя цена на туки нынче резко подскочила, но не поскупились с их приобретением. Как говорит директор «Черемховского» Пётр Евдокимов, меняется технология и вместе с ней меняется мировоззрение земледельца.
Фото Николая БРИЛЯ