Вперёд в прошлое
Улицам Иркутска предлагают вернуть дореволюционные названия
В среду Общественная палата Иркутской области решала, надо ли возвращать исторические названия 22 центральным улицам города. Тема активно обсуждается последние несколько лет, но особую актуальность получила в преддверии 350-летия Иркутска, которое будет отмечаться через три года. Многих членов палаты смущает, что улицы города «носят имена убийц, которые не имели к Иркутску никакого отношения», однако торопиться пока не стали. В 2009 году в областном центре могут появиться таблички с двойными названиями. Посмотрев на реакцию горожан и жителей домов, которые получат новый адрес, городские власти примут окончательное решение. А значит, к примеру, улица Ленина снова станет называться Амурской.
Вопрос о возвращении исторических названий улицам областного центра в Общественную палату Иркутска «по-дружески» передали коллеги из Общественной палаты Иркутской области. Тема связана с грядущим 350-летием Иркутска, которое областной центр будет отмечать в 2011 году. Историческое название планируется вернуть 22 улицам областного центра, где в общей сложности проживают более 50 тыс. человек. В списке на переименование значатся Карла Маркса, Ленина, Урицкого, Дзержинского, Карла Либкнехта, Желябова, Сухэ-Батора, Свердлова, Трилиссера, Иосифа Уткина и другие. На них в общей сложности располагается более 2 тыс. зданий; с учётом того, что установить таблички с новым названием необходимо на каждый третий дом, общие затраты на информационные знаки оцениваются в 1 251 588 рублей.
Впрочем, значительные расходы, связанные с изменением адреса, лягут на плечи юридических и физических лиц. «Потребуются справки из ФРС, БТИ, налоговой, ГАИ, Пенсионного фонда», — рассказала сотрудник отдела по связям с общественностью администрации Иркутска Мария Гавайская. Между тем и этот список неполный: для сбора первоначальной информации придётся обойти 15-16 инстанций. Ведь изменения нужно будет внести во все документы, где фигурирует прежний адрес. «Как показывает опыт, переименование документов граждан может затянуться не на один год, — продолжила Мария Гавайская. – Так, в БТИ до сих пор обращаются граждане, проживающие на проспекте Жукова (бывший Карл-Маркс-Штадт) и улице Пискунова (бывшая Пятая Советская), переименованных несколько лет назад».
В качестве резюме Гавайская привела результаты статистического исследования, касающегося возможности возвращения исторического названия площади Кирова, которая раньше называлась Тихвинской. Правда, проведено оно было два года назад. Тогда против переименования выступило 46,6% – в два раза больше респондентов, чем «за», остальные сочли, что их это не касается и «им всё равно». «Нам кажется необходимым сохранить город таким, каким его привыкли воспринимать граждане», — подчеркнула Мария Гавайская. И предложила разместить в Иркутске двойные информационные знаки, где будет указано и «старое», и «новое» название улиц. А сэкономленные деньги предлагается направить «на реализацию других значимых проектов в рамках 350-летия Иркутска – возведение новых парков, памятника основателям Иркутска, а также реставрацию и реконструкцию уже имеющихся памятников».
Примерно такой же позиции придерживается и мэр Иркутска Владимир Якубовский. Глава областного центра подчеркнул, что знать историю своего города, конечно, надо. Однако тема с переименованием улиц затрагивает 13 тыс. семей, которые «попадают в очень непростой процесс». «Не получится ли отрицательной реакции у того, кто будет ходить по бесконечным инстанциям?» — задался вопросом мэр и поддержал предложение сделать таблички с двойными названиями улиц, а также разместить памятные доски, где бы объяснялось, почему улица Ленина раньше называлась Амурской.
Председатель Общественной палаты, советник директора ГТРК-Иркутск Александр Голованов поинтересовался у градоначальника, значит ли озвученная им позиция, что работа по переименованию улиц будет полностью свёрнута и названия-фантомы, которые были даны областному центру во времена СССР и никак с ним не связаны, останутся. «Значит ли это, что у нас объявлены в международный розыск террорист Урицкий, душегуб Желябов и Софья Перовская?» — спросил Голованов. Правда, уже через несколько минут признался, что позиция Владимира Якубовского ему близка и начать надо именно с двойных названий улиц. «Надо повесить старые названия, провести просветительскую работу и посмотреть, что получится», — отметил Александр Голованов.
Впрочем, у идеи переименования нашлись и принципиальные противники. Так, Виктор Боровский высказался за то, чтобы «позавчерашней историей не перечёркивать вчерашнюю». Диаметрально противоположной позиции придерживается владыка Вадим. «Только вслушайтесь в фамилии – Желябов, Халтурин, Володарский, Дзержинский, Карл Маркс, Марат, Свердлов – одни убийцы, — характеризовал он тех, чьими именами названы улицы Иркутска. — Никакого отношения к истории нашего города они не имели. Улицы должны носить имена лучших граждан», — отметил он. И в качестве примера привёл святителя Иннокентия, который открыл в областном центре первую школу, где обучались дети разных национальностей. Говоря о финансовой стороне вопроса, священнослужитель отметил, что «не всё можно измерить рублём»: «Может, переименовать и не будет трудно – всё зависит от организации. Вернули же историческое название Тверской и Санкт-Петербургу».
Начать переименование улиц член Общественной палаты, руководитель творческого детского центра и ансамбля «Солнышко» Ольга Куглянт предложила со сквера Кирова: «Там никто не прописан, а значит, особых проблем с изменением адреса не возникнет». «Если дело дойдёт до переименования, то жители должны иметь право выставить своё мнение, к примеру, на референдуме», — поделился соображением президент ООО фирма «Илига» Ильдус Галяутдинов. С тем, что мнение городских властей не должно идти вразрез с мнением населения, согласился и Владимир Якубовский. «Может, они пожелают не вернуть старое, а предложить новое», — предположил мэр и подчеркнул, что в современной истории «есть личности, достойные, чтобы их именем были названы улицы». Правда, примеров приводить не стал.
В результате вопрос о возвращении исторических названий улицам так и остался нерешённым. Однако в бюджете областного центра предлагается заложить средства на размещение табличек с двойными названиями улиц и специальных досок, где будет объясняться, почему улице было присвоено не только историческое, но и послереволюционное название. «А то не все современные школьники знают, кто такой Ленин», — посетовал кто-то из членов Общественной палаты Иркутска.