Как премудрый риэлтор сам себя перемудрил
Справедливое решение вынес Свердловский районный суд Иркутска по делу о недобросовестности риэлтора, встав на защиту заказчика услуги по приобретению недвижимости. С иском в интересах иркутянина Вадима С. выступил городской комитет по защите прав потребителей. А ответчиком оказалось ООО «Грин Групп +», которое по договору обязалось приобрести для С. двухкомнатную квартиру.
Согласно условиям договора, Вадим С. поручил фирме «Грин Групп +» оказать ему риэлторскую услугу, а именно: приобрести для него двухкомнатную квартиру. Срок исполнения договора составлял три дня. Во исполнение договора риэлтор проконсультировал потенциального покупателя в правовых и маркетинговых вопросах работы на рынке недвижимости, провёл переговоры с продавцом от имени заказчика, состоялись и «смотрины» квартиры, куда покупателя сопровождали представители фирмы-исполнителя. Участникам сделки было предоставлено помещение для конфиденциальных переговоров.
После этого Вадим С. передал риэлтору предоплату за услуги по приобретению объекта недвижимости в сумме 30 тысяч рублей, о чём свидетельствует копия квитанции к приходному кассовому ордеру. Однако покупка желанной квартиры в назначенный срок не состоялась. «Грин Групп +» не предоставила покупателю подлинники документов на жильё, которое служило предметом сделки. Вместо этого посредник заявил о необходимости внести ещё 120 тысяч рублей предоплаты, о которых, что называется, «на берегу» никакой договорённости не было. Этих денег, как объяснили представители фирмы своему клиенту, как раз не хватает, чтобы погасить стоимость новой квартиры, которую купила для себя владелица того жилья, что собрался приобрести С. Вадим Викторович в общем-то готов был бы передать недостающую сумму непосредственно в руки прежней собственницы понравившейся ему квартиры. Ведь наличность для покупки жилья в сумме 1 миллиона 600 тысяч рублей была у него приготовлена. Однако такой маневр был отвергнут риэлтором. Фирма «Грин Групп +» настаивала на том, чтобы 120 тысяч дополнительной предоплаты были переданы именно её сотрудникам. Для этого менеджеры фирмы предложили продлить сроки договора по сделке. Клиент отказался это делать и решил в одностороннем порядке расторгнуть договор, так как исполнитель не выполнил взятые на себя обязательства. В связи с этим гражданин С. потребовал вернуть внесённую им сумму предоплаты — 30 тысяч рублей.
Поскольку «Грин Групп +» отказалась вернуть неудовлетворённому клиенту потраченную сумму, разбираться в ситуации пришлось Свердловскому районному суду Иркутска, куда городской отдел защиты прав потребителя обратился с иском о взыскании в пользу гражданина С. суммы предоплаты по договору, неустойки, а также морального вреда. Неустойка рассчитывалась из 3% от суммы предоплаты за каждый день просрочки выполнения условий договора.
Рассмотрев все обстоятельства дела, суд решил удовлетворить исковые требования. Обществу с ограниченной ответственностью «Грин Групп +» придётся выплатить в пользу клиента сумму предоплаты — 30 000 рублей, неустойку в размере 15 000 рублей, компенсацию морального вреда — 500 рублей (всего 45 500 рублей). За несоблюдение в добровольном порядке справедливых требований потребителя также взимается штраф в размере 22 750 рублей, 50% от которых (11 375 рублей) надлежит перечислить в бюджет Иркутска.
Вот так недобросовестный риэлтор попытался «выдоить» с клиента денег в пять раз больше оговорённой суммы за свои посреднические услуги. Но, как говорится, жадность не всегда приводит к добру. Вместо жирного навара агентская награда вылилась в ущерб. И весьма существенный — 68 250 рублей. Воистину, скупой платит дважды. Даже там, где ожидал, что заплатят ему.