Считается каждый рубль
Одним из самых значимых направлений работы Законодательного собрания является ежегодное принятие закона о бюджете Иркутской области, внесение в него поправок и контроль над его исполнением. На заседаниях комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС скучно не бывает никогда. Потому что вопросы, которые здесь обсуждаются, и проблемы, которые решаются, касаются всех и вся. На заседаниях нередко возникают жаркие споры и дискуссии, в которых участвуют медицинское и агропромышленное «лобби» Законодательного собрания, мэры городов и районов, представители областной администрации… Дело-то нешуточное – финансы! Глава бюджетного комитета Геннадий Истомин рассказал о том, как складывалась работа комитета в четвёртом созыве ЗС – в 2004-2008 годах.
Комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству за четвёртый созыв (без учёта сентября 2008 года) провёл 84 заседания, из них совместно с комитетом по бюджету Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – 11. Было рассмотрено 422 вопроса, на обсуждение сессии Законодательного собрания внесено 235 вопросов.
Бюджетное и налоговое законодательство
Во время четвёртого созыва во многом формировалось региональное бюджетное и налоговое законодательство. В 2005 году в законы Иркутской области «О межбюджетных отношениях» и «О бюджетном процессе» были внесены существенные изменения. Первый закон определяет распределение доходов от федеральных налогов и сборов, а также механизм предоставления финансовой помощи местным бюджетам из областного. Зафиксирована в нём и единая методика расчёта размера дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Во втором законе детально прописаны процедура подготовки и принятия областного бюджета и порядок контроля над его исполнением. Всё это способствовало обеспечению прозрачности межбюджетных отношений.
Принципиально важным направлением работы комитета в 2005 году стало реформирование системы межбюджетных отношений, началось это с совместной с администрацией Иркутской области подготовки закона «О межбюджетных отношениях и нормативах отчислений в местные бюджеты». В соответствии с этим законом и был сформирован бюджет-2006, в котором финансовые взаимоотношения органов госвласти области и органов местного самоуправления построены на новых принципах. Наиболее значимые из них: установление стабильных единых нормативов отчислений регулирующих доходов в местные бюджеты; закрепление единых принципов распределения финансовой помощи, оказываемой городам и районам из областной казны; выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципалитетов с учётом различий в социально-экономическом развитии территорий, географических, климатических и других социальных различий.
Одновременно велась постоянная работа над законами, устанавливающими размеры ставок различных налогов, порядок получения льгот. Был принят пакет законов, основополагающим из которых является «О налоговой системе Иркутской области».
Самым спорным и болезненным вопросом при разработке и принятии закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» в 2007 году было распределение и закрепление за муниципальными бюджетами единых нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет. Большие споры вызвало предложение Законодательного собрания о том, чтобы оставить в местных бюджетах 15% НДФЛ. В итоге так и получилось.
Законы о бюджете
Первым главным финансовым документом региона, в подготовке которого принимали полноценное участие депутаты ЗС, стал бюджет-2006. В тот год значительно выросли расходные обязательства Иркутской области, поэтому не удалось сформировать бюджет развития, напротив, вынужденной мерой стало увеличение объёма государственного долга области до 40% собственных доходов. Муниципалитеты остро почувствовали нехватку средств на исполнение своих обязательств. Сказалось и то, что федеральная власть расширила перечень вопросов местного значения, а дополнительных источников наполнения местных бюджетов не дала. В итоге многие территории принимали бюджеты с дефицитом выше разрешённых 10%, часть закладывали расходы только на несколько месяцев. Поселения передавали почти все свои полномочия на второй уровень. Депутаты Законодательного собрания отмечали, что идёт фактическое свёртывание реформы местного самоуправления, и настаивали на изменении порядка финансового обеспечения местного самоуправления.
В законе о бюджете-2007 был образован ряд целевых фондов: фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов; фонд компенсаций; фонд финансовой поддержки поселений; резервный фонд областной администрации. На втором месте по общей сумме расходов оказался раздел «Социальная политика».
Департамент финансов Иркутской области признал, что в основу составления бюджета-2008 был заложен инвестиционный вариант развития региона. Этот главный финансовый документ Приангарья был особенным, потому что состоялось объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На баланс были приняты социальные учреждения округа. Но фонды финансовой поддержки МО первого и второго уровня оказались разными для территорий округа и остальной части Иркутской области.
Принятие этого бюджета ознаменовалось финансово-политическим скандалом. При третьем чтении депутаты ЗС вернулись в первое чтение (что не запрещено федеральным законом об объединении области и округа, который учитывался при принятии бюджета на 2008 год), заложили в расходную и доходную часть бюджета средства от продажи второго пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Тогдашний губернатор наложил на закон о бюджете-2008 вето, которое депутаты преодолели в феврале на внеочередной сессии. Но губернатор предпочёл не подписывать депутатский вариант закона. Прокуратура Иркутской области подала два иска. Судебные рассмотрения были прекращены только со сменой руководства Приангарья. Новый глава Иркутской области подписал закон о бюджете-2008, который был принят на сессии ЗС в декабре прошлого года.
Контрольные функции
Осенью 2007 года бюджетный комитет впервые организовал и провёл публичные слушания по исполнению областного бюджета за 2006 год.
В 2007 и 2008 годах бюджетный комитет организовал и провёл расширенные заседания на тему «О сбалансированности бюджетов муниципальных образований и состоянии кредиторской задолженности консолидированного бюджета области».
В связи с объединением области и округа в течение последних двух лет бюджетный комитет вёл работу по формированию единого бюджетно-финансового законодательства