С чистого листа
Среди коллег в мантиях Лена Каракич пока ещё, можно сказать, юниор – за её плечами три года судейского стажа. Горы проштудированной юридической литературы, тома рассмотренных в областном суде гражданских дел – трудовых, жилищных, наследственных споров.
– Гражданские дела ничуть не проще уголовных – такие кипят страсти. Взять хотя бы строительство. Случаи прямого обмана с двойными-тройными продажами квартир уходят в историю. Однако лукавые предприниматели до сих пор находят лазейки в законодательстве, успешно пользуясь юридической неграмотностью наших граждан. Например, при сносе ветхого дома жильцам пообещали доли в новостройке. А что это за квадратные метры – квартира или офисное помещение, документально не определили. Фирма юлит, прежнего жилья нет, вот и приходится людям отстаивать справедливость в суде.
Кассация по гражданским делам для Лены Каракич – начало пути на судейском поприще, ещё предстоит освоить надзор и первую инстанцию. Словом, надо постоянно учиться.
– Не мантия ведь делает судьёй, а опыт – профессиональный и жизненный. Жизненного, слава богу, хватает с лихвой. А что касается профессионального – знаю, что всегда могу рассчитывать на поддержку коллег, на их совет. И в этом не вижу ничего зазорного – слишком большой груз ответственности лежит на судье, ведь за каждым делом судьба человека.
Судьба самой Лены Львовны сделала крутой вираж в 1998 году.
– В Иркутской области создавалось Управление Судебного департамента, мне предложили должность заместителя начальника. Я ответила «да» – так и началось моё знакомство с судебной системой.
15 сентября 1998 года, первый день работы в новой должности, Лена Львовна вспоминает с улыбкой. В крохотной комнатушке на улице Желябова, выделенной под Судебный департамент – структуру, которую в регионе ещё только предстояло организовать, она нашла стол, стул и пачку бумаги.
– Трудно ли быть первопроходцем? Не сложнее, чем что-то перестраивать. Мы начинали с чистого листа – и в этом было наше преимущество.
Сложностей всё же было больше, чем преимуществ. В судах Приангарья, как и в целом по стране, ситуация обстояла не лучшим образом – скудное финансирование, полная зависимость от исполнительной власти. Людей, отправившихся к Фемиде за справедливостью, зачастую встречали такие объявления: «Не приходите к нам без конвертов, марок и бумаги». Задачей номер один для Судебного департамента было создание нормальных условий для отправления независимого правосудия.
– На проблемы мы бросались, как на амбразуры. Первые месяцы родные меня просто не видели – жизнь состояла из сплошных командировок. Чемоданчик всегда стоял наготове в коридоре. Столкнулись с огромным, тогда казалось, нескончаемым валом проблем.
На здания судов, необустроенные, часто полуразрушенные, подчас не было даже правоустанавливающих документов: кому они принадлежат – непонятно. Здесь мне, конечно, пригодился предыдущий опыт работы в областной администрации – многих руководителей на местах знала. С трудом, бывало, через жаркие споры и ссоры даже, особенно по недостроям, приходили к взаимопониманию. Зато теперь, по прошествии лет, есть чем гордиться. Какой отстроили красавец – Усть-Илимский суд! Единственное пока в нашей области здание, возведённое специально под Дворец правосудия.
Костяк Судебного департамента составили специалисты, пришедшие из управления юстиции, знакомые с плюсами и минусами судебной системы. А вот в самих судах оставалось немало кадровых проблем.
– У большинства председателей закончился срок полномочий, они по нескольку лет числились исполняющими обязанности. Мы провели кадровый мониторинг, по каждой кандидатуре подготовили свои предложения и рекомендации для квалификационной коллегии, областного суда и Совета судей. Поработали хорошо – все председатели были назначены в течение 1999 года. Брали на заметку перспективных судей, талантливых специалистов из смежных структур – прокуратуры, юстиции. Из них впоследствии вырастили руководителей: Алексей Большаков возглавляет сегодня Усольский городской суд, Татьяна Тюменцева – Слюдянский районный, Михаил Шейко председательствует в Усть-Куте.
Районные суды «задыхались» от дел. Нагрузка на судей была запредельной. Помочь могло внедрение новых технологий.
– Поначалу компьютеров было немного: финансирование слабое, каждый суд «тянул одеяло на себя». Пришлось решать задачу кардинальным способом. Завела «ведомость» – тетрадочку, в которую заносила, сколько техники в суде, какая реально в работе, число полученных компьютеров. Ропот прекратился, появилась поддержка судейского корпуса. Существенно разгрузить районные суды позволила ещё одна из наших инициатив – институт мировой юстиции.
Уже в первые дни работы, по словам Лены Каракич, определились «киты», на которых и по сей день стоит Судебный департамент.
– Первое железное правило: департамент работает для судов, обеспечивает всем необходимым. Судьи не должны отвлекаться от главного – справедливого и качественного отправления правосудия. Второе: не последнюю роль в организации работы играют человеческие отношения. Мы всегда поддерживали сплочённость, дружеский микроклимат в коллективе. Приветствовали карьерные устремления сотрудников. Хочешь учиться – дерзай, повышай свой уровень. Многие мои коллеги впоследствии стали судьями – мировыми и федеральными: Светлана Сачук успешно трудится сейчас в Октябрьском районном суде, Лариса Жильчинская – в Свердловском, Анна Тонконогова – в Ангарском городском. Так что департамент стал хорошей кузницей судейских кадров. Да и я, наверное, без суровой школы жизни, пройденной в Управлении Судебного департамента, не пришла бы к решению служить Фемиде.
За 7 лет, прошедших со дня основания Управления Судебного департамента, структура, что называется, «устаканилась». Система обеспечения судов стала работать без сучка и задоринки. Беспокойный, творческий характер Лены Львовны требовал новых трудностей и свершений.
– В какой-то момент я поняла: надо расти дальше. Подала документы на конкурс в Октябрьском районном суде и параллельно получила приглашение на работу в областной. Согласилась и ни одного дня не жалею. Жизнь должна быть постоянным движением вперёд – и никак иначе.
Сегодня мне хочется от души поздравить всех, с кем, начиная новое дело, посчастливилось работать рядом. Это была не только команда настоящих профессионалов, но и людей творческих, умеющих сопереживать. Конечно, оглядываясь назад, видишь: что-то можно было сделать лучше и больше, но – что сделано, то сделано. Хочу пожелать коллективу Судебного департамента, чтобы работа приносила радость и удовлетворение, чтобы всегда оставалось время для семьи, для близких, а ещё – успехов, благополучия и счастья в жизни.
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА