Политика малых потребностей
А кто нынче не говорит и не думает о политике? Да не простой, а международной, можно сказать, мировой. Да все говорят и думают. Причём в одном и том же ключе: надо было признавать или не надо было? А раз признали, то что теперь с этим признанием делать? С признанием «малых государств».
На этот вопрос мало кто может ответить, а вот присмотреться к жизни и быту так называемых малых государств может каждый. И жизнь и быт их – прекрасны!
Защищалась когда-то дипломная работа по малым государствам Океании. Малые государства – они на то и малые, что всё там маленькое и оттого скучное. Дипломница для того, чтобы развлечь немного заскучавшую дипломную комиссию, привела пример государства под названием Тувалу. Государство это знаменито тем, что для пополнения собственного бюджета продало свой домен в Интернете. А домен этот – «.tv», то есть телевизионные компании отвалили большие деньги. Но это ещё не всё. До продажи собственной интернет-чести предприимчивое правительство Тувалу торговало своим телефонным кодом. Оно продавало его поставщикам телефонных секс-услуг. Эта сделка до продажи домена давала основные поступления в бюджет.
«Эх, бросить бы всё и уехать в Тувалу», – пародируя известный анекдот, прошептал один из членов комиссии.
Краткая справка: государство Тувалу состоит из девяти атоллов. Проживают там 12 тысяч человек. Есть премьер-министр, четыре министра и 13 депутатов в однопалатном парламенте. Самая высокая точка – 4 метра над уровнем моря, а это значит, что подъём океана из-за чёртова глобального потепления грозит затоплением целому государству. Под воду могут уйти имеющиеся 10 километров асфальта и трёхэтажный небоскрёб-гостиница, построенный Тайванем в знак благодарности за то, что Тувалу на всех наплевать и оно поддерживает дипломатические отношения с Тайванем. Животный мир страны – свиньи, крысы, собаки, мелкие ящерицы, сухопутные крабы и раки-отшельники.
А и правда, бросить бы всё – и на Тувалу. К ракам-отшельникам. Пока не затопило там ничего.
Очень уж в тех океанийских краях все тихо, мирно и как-то по-домашнему. Даже способы пополнения государственных бюджетов не такие, как мы привыкли. Мини-государства, например, могут торговать своими почтовыми марками – это ведь экзотика. При этом печатать почтовые марки специально с ошибками для того, чтобы подороже сбывать их филателистам. Такие страны, как Палау, Микронезия и Маршалловы Острова, – это филателистические сверхдержавы мира. Как-то за год они выпустили 677 собственных марок, тогда как Почта России выпустила всего 99. В маленьком британском владении Питкэрн, заселённом потомками с мятежного корабля «Баунти», марки дают половину бюджета. Приторговывают политические малыши и юбилейными монетами – уже для нумизматов. Острова Кука, например, сделали такие монеты треугольными. Сбывают океанийские ребята и голоса в международных организациях – в ООН или в Олимпийском комитете, где формально их голоса весят столько же, сколько голоса России или США.
А ведь кое-кому из наших повезло – в плане обретения в тех краях покоя и благоденствия. Есть там, например, остров Тонга. Если говорить о его доходах, то долгое время Тонга занимался продажей собственных паспортов всем желающим. Тонга – член Британского содружества, поэтому новообразованный подданный тамошнего короля обретал право на безвизовый въезд в большинство стран содружества. И человеку хорошо, и бюджет пополнен. Правда, с определённого момента тонганские паспорта перестали признаваться некоторыми государствами, поэтому программу свернули, но она успела принести в королевскую казну около 40 миллионов долларов.
Так вот, некий Геннадий Борисенко, выпускник простого советского политеха, когда-то занимавшийся челночным бизнесом, приехал на Тонга туристом. И выяснил, что в самостийном государстве вакантно место министра энергетики. А по образованию Борисенко был не челноком и не туристом, а как раз энергетиком, специалистом по электрическим сетям. Без резюме и собеседования он стал министром энергетики Тонга. Там есть несколько дизельных станций и, в принципе, можно было заниматься в свободное от безделья время кое-какой управленческой работой.
Ну и начальником у него был король Тонга – очень добродушный старикан. Как известно, грузные люди обычно добрые, а король Тонга был самым тяжёлым в мире монархом – он весил 270 килограммов. И звали его для русскоязычного человека приятно – Тупоу IV. Сейчас он, правда, умер и правит там Тупоу V. Но приятно ведь, когда само имя твоего начальника указывает на то, что он хоть и начальник, но всё равно… не умный.
У нас любят цитировать строчку Бродского про то, что «если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции, у моря». А там, в Тонга, нет ни империи, ни провинции. А море есть.