Время собирать
Богатство страны в новом веке измеряется человеческим капиталом
Пятый Байкальский экономический форум открылся вчера в Иркутске. Ничто, кроме удивительно скверной погоды, не омрачило первый день его работы. Наверно, гости не сумеют по достоинству оценить красоты Байкала. Но тем лучше оценят сибирское гостеприимство.
Пятый БЭФ, как и было обещано организаторами, собрал самую представительную делегацию ВИП-персон – министров и членов правительства, сенаторов, депутатов Госдумы, представителей бизнеса. Считать ВИП-персоны по головам – дело неблагодарное и для Иркутска, что уж лукавить, непривычное. Можно сказать только, что не было на форуме премьер-министра Владимира Путина, о приезде которого ходило немало слухов. Не была замечена и министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Приветственное слово Президента РФ на открытии пленарного заседания зачитал полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин. С основными докладами выступили первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, министр регионального развития Дмитрий Козак, министр транспорта Игорь Левитин.
Резюмируя выступления министров, можно сказать, что Сибирь стоит на пороге нового этапа развития. Кроме того, Сибирь и Дальний Восток рассматриваются как единый макрорегион. В ближайшее время именно он во многом будет определять геополитическое и экономическое развитие страны. «Чего мы ждём от Сибири? – вопросил в своём выступлении Игорь Шувалов. – Алмазов, золота, газа? Да. Но всё это вторично. Богатство страны в новом веке измеряется человеческим капиталом». По мнению министра, регион следует сделать зоной притяжения для энергичных и активных людей. Для того чтобы решать экономические задачи, в первую очередь нужно преодолеть отток населения из сибирских регионов.
Первым официальным мероприятием БЭФа стало заключение соглашения о сотрудничестве, которое подписали полномочный представитель Президента РФ в СФО, председатель Высшего экономического совета СФО Анатолий Квашнин и генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии», председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов. Документ призван обеспечить динамичное развитие промышленности, в том числе машиностроения и металлобработки, в Сибири. «Пока ещё мы полностью сидим на «нефтяной игле», – вынужден был признать Сергей Чемезов. – Как только цены на нефть и газ упали, акции наших предприятий пошли вниз. Значит, нам нужно создавать современное машиностроение, способное выпускать конкурентоспособную продукцию».
Одним из первых результатов заключённого соглашения станет создание в Новосибирске совместного с компанией «Caterpillar» предприятия. На заводе будут собирать строительную и горнодобывающую технику. В Иркутской области планируется организовать производство автомобилей «Renault», «Жигули» и «Лада», а также крупнотоннажных самосвалов и тракторов. Идут переговоры о создании совместного производства по сборке автомобилей с компанией «Nissan» в районе города Комсомольска-на-Амуре. Как заметил Анатолий Квашнин, соглашение предполагает развитие машиностроительной отрасли во всех сибирских регионах и создание некой «общесибирской кооперации».
Экологическая альтернатива
Проект развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале (в Бурятии и Иркутской области) на форуме представлял руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Андрей Алпатов. В нынешнем году планируется завершить разработку главного документа Иркутской ОЭЗ – проекта планировки территорий. «Весной мы начнём строительство объектов инфраструктуры, – заявил Андрей Алпатов. – Кроме того, мы уже заявили администрации о том, что готовы рассматривать новые площадки. Думаю, это достаточно перспективное направление, особенно в рамках стратегии развития Иркутской области». Первая площадка в Большом Голоустном уже детально проработана. После того, как там появятся первые объекты, можно будет говорить об освоении новых участков. Предположительно, речь будет идти о Слюдянском районе и побережье Малого моря. Бурятская и Иркутская зоны будут дополнять друг друга. Они будут объединены водным и автомобильным сообщением».
Андрей Алпатов заявил, что, хотя проект стартовал только в прошлом году, уже сейчас имеется восемь резидентов в турзонах, однако отказался назвать конкретные компании, заметив только, что «такие компании есть и мы позже их озвучим». Это произойдёт после того, как будет утверждён проект планировки. Тогда будут названы и точные суммы стоимости объектов.
Комментируя митинг в защиту Байкала, который состоялся в день официального открытия БЭФа, временно исполняющий обязанности губернатора региона Игорь Есиповский сказал следующее: «Кто-то работает, а кто-то хороводы водит. Проблема БЦБК должна решаться не на митингах, а в кабинетах специалистов – учёных и чиновников. Если мы сейчас закроем комбинат, уровень выбросов в Байкал увеличится кратно. Сегодня он сдерживает влияние негативных факторов, которые были созданы раньше. Например, подземное лигнинохранилище, имеющее сообщение с озером, контролируется и охраняется силами комбината. Если мы сегодня одним махом решаем проблему БЦБК, завтра получаем экологическую катастрофу. К этому прибавьте 16-тысячный город, который будет жить неизвестно чем. Проблема серьёзная, она выходит за рамки «митинговщины», её нужно решать комплексно. Чтобы её решить, нужно создать рабочие места. Одна из идей, которые мы вынашиваем, – переориентировать город на туристическую индустрию. Поэтому я и стремился привлечь внимание агентства по управлению ОЭЗ к нашему Слюдянскому району. Если удастся задействовать около 2,5 – 3 тысяч человек на обслуживание зоны с предоставлением им нормальной заработной платы, это, конечно, подвигнет нас на принятие взвешенного решения по вопросу БЦБК».
Основной объект
В первый день работы БЭФа министр транспорта РФ Игорь Левитин и Игорь Есиповский подписали меморандум о взаимодействии по реализации проекта строительства нового аэропортового комплекса в Иркутской области.
«Мы долго дискутировали по выбору места для нового аэропорта, – заметил Игорь Левитин. – Сегодня этот вопрос решён окончательно, место определено. Очень скоро мы здесь совместно с проектировщиками приступим к обоснованию инвестиций и оформлению земли под будущий аэропорт». Эта работа планируется на ближайшее время. Глава региона со своей стороны подчеркнул, что со дня подписания меморандума начинается реализация проекта, который «область ждала уже давно».
– Сегодня мы подводим черту под разговорами и приступаем к практической реализации масштабного проекта, который позволит реально развивать транспортную составляющую не только Иркутской области, но и всех соседей, – сказал Игорь Есиповский. – Это очень важный для нас объект: он позволит положительно влиять на экономику региона.
Игорь Левитин рассказал, что с 2010 по 2015 год в федеральном бюджете на строительство инфраструктуры будущего аэропорта будет предусмотрено 16 млрд. рублей. Он заявил, что инфраструктура, существующая на действующем сегодня аэродроме, должна быть перенесена на новое место за счёт инвестора, который будет определён по результатам конкурса. Будущему инвестору достанутся все основные здания и сооружения аэропорта, не входящие в федеральную собственность.
По словам Игоря Есиповского, уже ведутся переговоры и консультации с целым рядом серьёзных компаний, готовых выступить в роли инвестора. «Экономически проект очень эффективный, я бы даже сказал, «сладкий», – эмоционально охарактеризовал будущий аэропорт Игорь Есиповский. – Поэтому проблем с выбором партнёра не предвидится. Более того, администрация региона и Министерство транспорта РФ намерены очень тщательно подбирать партнёров, которые в будущем должны будут в сжатые сроки и без сбоев реализовать эту серьёзную задачу».
Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА