издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Надёжность

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, «Восточно-Сибирская правда»

По-разному относятся люди к сегодняшним переменам в стране и связанным с ними трудностям. Одни принимают их как нечто неизбежное: что поделаешь, раз так всё получилось. Другим вроде море по колено: для того и существуют трудности, чтобы их преодолевать. А третьи, оценив трезво сложную обстановку, действуют решительно, инициативно. Именно таким считают в коллективе ОАО «Дорожная служба Иркутской области» генерального директора Владимира Григорьевича Усова.

У него крупное запоминающееся лицо. Черты суровые, взгляд открытый, твёрдый. Голос негромкий, чёткий. При первой встрече я мысленно отнёс его к типу людей, которых давно знаю и люблю. Природный ум, трудолюбие, высочайший профессионализм и недюжинные организаторские способности – вот сильные стороны таких людей. Эти, вообще-то мужские, качества с детства привил ему отец, военный строитель, прослуживший всю жизнь в железнодорожных войсках.

Владимир пошёл по стопам отца, записался, так сказать, в потомственные строители. Его карьера как из сотен других. Школа N 7 в Ново-Ленино, строительный факультет Иркутского политехнического, работа в Киренском ремонтно-строительном управлении, куда попал по распределению, а затем – РСУ г. Нижнеудинска. Мастер, прораб, главный инженер… Схема северной жизни в принципе была проста: работай и живи по справедливости. Особых надежд при этом на молодого специалиста не возлагали. Добросовестный, старательный, не сбежал в первые месяцы, такие всегда нужны.

Его час пробил, когда на всю страну загремела Байкало-Амурская магистраль. Пригласили его на должность начальника участка в СМП-256, базировавшемся в пос. Звёздный, через два года перевели в Усть-Кут уже главным инженером СМП-580, где задержался на целых три года. Автографы Усова – на выстроенной поездом центральной котельной, школе на 1140 мест, ПТУ, жилых пятиэтажках.

Организаторские способности молодого инженера приглянулись управляющему трестом «Нижнеангарсктрансстрой» Феликсу Ходарковскому, который и сманил Усова в Северобайкальск на должность начальника СМП. Не успел вдоволь налюбоваться Прибайкальскими хребтами и чудо-озером, как руководство «ГлавБАМстроя» перевело его на восточный участок магистрали на должность главного инженера, а затем – управляющего трестом «УргалБАМтрансстрой». Сколько трудов и нервов оставлено им здесь – одному Богу известно. Владимир Григорьевич исходил, изъездил восточный участок до Комсомольска-на-Амуре: строил локомотивные депо, вокзалы, жильё. Трудился сутками. Добрые люди отдыхали, а у него в кабинете телефон подпрыгивать уморился. Хриплый голос выговаривал насчёт кирпича, цемента, железобетона. Даже голос в три смены работать отказывался.

Как-то само собой, однако, получалось, что всё чаще люди обращались к нему не только с производственными вопросами, но и просто за советом. Если ему говорили: «Можно к вам обратиться?», он отвечал: «Нужно. Садись, рассказывай». Внимательно выслушает, что-то присоветует, в чём-то поддержит. И «бамовский кадр» обычно платил тем же.

Усов относится к людям, привыкшим рассчитывать только на собственные силы. Он никогда не просит помощи со стороны, зато умеет точно оценить ситуацию и возможности. Именно на БАМе, которому посвятил 20 лет своей жизни, Владимир Григорьевич приобрёл эти качества вместе с первыми навыками работы с людьми.

Закончив дела на «стройке века», он вернулся в Иркутск и… остался без работы. Должность вроде солидная, а никому не нужен. После долгих раздумий отправился в дорожную службу Иркутской области.

– Даю тебе самый запущенный наш филиал – Усольский, – встретил его на пороге кабинета тогдашний генеральный директор ОГУП «Дорожная служба» Сергей Мутовин. – Покажи, на что годишься.

Показал. Прежде всего навёл в подразделении дисциплину, покончил с процветавшими в коллективе пьянками и гулянками, наладил жёсткую организацию труда. Уже через год филиал вошёл в «пятёрку» лучших среди двух десятков подразделений дорожной службы. А когда произошло его объединение с Черемховским филиалом, объёмы работ возросли с 15 млн. руб. до 70-80 млн. Он гордится, что сумел поставить на ноги такую организацию, спасти от окончательного развала десятки километров местных дорог, что нашёл возможность даже из скудных средств приобретать современные машины и технологии и вывел подразделение в передовые. Сегодня филиал «Усольский» содержит 950 км дорог Ангарского, Черемховского и Усольского районов.

– Мне нравится работать там, где чувствую свою нужность, – говорит собеседник. – Да и какая жизнь может быть интересней?

Его работа длилась 11 месяцев в году по 12–14 часов в сутки. Добавьте к этому жизнь на колёсах. Не временную, как у туристов, а годами. Надо пройти через это, чтобы знать, что такое работа вообще и дорожника – в частности. Усов рождён для дороги, и спутники у него лишь ветер, дождь и солнце. И, несмотря на свои, скажем так, уже не молодые годы, не собирается сворачивать на обочину. Наоборот, всё время стремится на проезжую часть главной жизненной магистрали.

Когда Приангарье захлестнули острейшие дорожные проблемы и началась чехарда с руководителями предприятия (за два года сменились три генеральных), Усов, как главный инженер, а в последние четыре месяца ещё и генеральный директор ОАО «ДСИО», окунулся в эти проблемы с головой. И справился, как утверждают его коллеги, наилучшим образом. «Благодаря Владимиру Григорьевичу мы не только смогли выкарабкаться из-под финансовых и производственных завалов, но и стали подниматься на ноги, – говорят в коллективе. – Прошлый год даже с прибылью закончили».

– Подкупает Владимир Григорьевич искренностью чувств, требовательностью, – добавляет старейший работник предприятия, бывший главный инженер управления, проработавший на предприятии более 40 лет, начальник отдела контроля качества Виктор Шентяев. – Это вдумчивый, надёжный и открытый человек. Последние два года весь груз ответственности по формированию производственной программы, выполнению плана, обеспечению филиалов ресурсами и ГСМ, а также своевременной выдаче зарплаты лежит именно на нём.

Всё это стало положительно сказываться на работе предприятия. В целом производственная программа растёт на 10–14%. После провального 2006-го, когда убытки составили 81 млн. руб., в 2007-м получено чистой прибыли 2,2 млн. руб. За счёт чего? Главным образом за счёт работы по прямым договорам. Его подразделения ремонтируют и содержат не только областные дороги, которые финансирует областной бюджет, но и федеральные магистрали.

В 2008-м по заказу Управления дороги «Прибайкалье» заключены контракты на сумму почти 200 млн. рублей. Тулунский и Братский филиалы выполняют работы по содержанию и ремонту дороги «Вилюй» на участках Тулун – Братск, Братск – Падун, Братск – Усть-Кут и обходе г. Усть-Кута. За июнь-июль ими выполнено работ на 42,3 млн. рублей, уложено 4,5 тыс. тонн асфальто-бетонной смеси.

Предприятием заключён субподрядный договор с ЗАО «Мостострой-9» на выполнение работ по подходам к строящемуся мосту через р. Лену у с. Пономарёво на дороге Качуг – Жигалово. Нынче предстоит выполнить работ на 45 млн. руб., на объект привлечены четыре филиала. А всего заключено договоров на выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию автодорог в 2008 году на сумму 938,8 млн. руб., что на 70 млн. руб. больше, чем в прошлом году.

Переломным стал 2007-й и в части приобретения новой техники. По инициативе Усова за счёт собственных средств парк строительных машин пополнился 82 единицами на сумму 76, 9 млн. руб. Пойти на подобные расходы, да ещё при неустойчивом финансовом положении, предприятие вынуждено из-за физического и морального износа дорожно-строительной техники и автотранспорта. Процедура замены и пополнения продолжилась и в этом году – за семь месяцев приобретены 4 китайских самосвала грузоподъёмностью 20 тонн, 2 корейских экскаватора, асфальтоукладчик, универсальная погрузочная машина «Бобкет», несколько катков.

Жизнь дороги несоизмерима с жизнью человеческой. Поэтому и дорожник – не просто профессия, а судьба. Судьба тех, кто строит, ремонтирует и содержит дорогу. Дорожная служба Иркутской области – это закалённый трудностями, высокопрофессиональный коллектив, 2650 специалистов высокого класса. Среди них кавалеры орденов и медалей, почётные строители и почётные дорожники страны. Кстати, сам Усов награждён орденами «Знак Почёта» и Дружбы народов, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». И ещё. В подразделениях дорожной службы трудятся 30 трудовых династий, в семьях которых профессию дедов и отцов подхватывают дети и внуки, сами становятся первоклассными специалистами и носителями замечательных традиций. В одном Нижнеудинском филиале их девять, в Тулунском – 13, семь – в Усть-Кутском. Коллектив гордится династиями Кудаевых, Миненковых, Парохомчуков, Бордачёвых, Лазуткиных, Анисимовых, Мельниковых, Мишустиных…

С приходом в коллектив Усова люди встряхнулись и поверили, что Владимир Григорьевич сможет покончить с нестабильностью в работе предприятия, в их судьбах, улучшит состояние областных дорог.

Фото автора

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры