От премьеры к премьере
Жизнь, какими бы трагическими событиями она ни была отмечена, остаётся прекрасной. Одно поколение сменяет другое, являя миру разносторонность своих талантов. Более сорока дней минуло со дня трагической гибели директора Музея-усадьбы декабристов Евгения Ячменёва, и казалось, без него дом Волконских опустеет, потеряет магическую притягательность. Ячменёв славился не только глубокими знаниями в области декабристоведения, но и многочисленными талантами, которыми наделила его природа. Прежде чем окончить исторический факультет Иркутского государственного университета, он был выпускником музыкального училища, прекрасно владел исполнительским искусством, играл в спектаклях домашнего театра.
Это направление в работе музея Волконских возникло не случайно. Годы жизни в Иркутске княгини Марии Николаевны были отмечены постановками драматических спектаклей, устройством музыкальных вечеров. Сыграв два-три представления для близких и гостей в собственном доме, ссыльные актёры-дворяне показывали их широкой публике Иркутска. Домашний театр придавал быту Волконских в Сибири особое очарование, высокую творческую духовность.
Участником домашнего театра, организованного пятнадцать лет назад в доме Волконских, стал любительский театр «Юность», бессменным руководителем которого на протяжении более сорока лет является заслуженный работник культуры Алексей Худяков. Многие профессиональные актёры, среди которых немало заслуженных артистов, лауреатов различных театральных премий, в разные годы были исполнителями спектаклей «Юности». Сегодня они считают Худякова своим первым сценическим наставником, режиссёром, который рассмотрел в них талант, не испортив его самодеятельной вкусовщиной.
С шестого класса во Дворце пионеров, где разместилась «Юность», начал заниматься и Ячменёв, поэтому идею домашнего театра Волконских он реализовал именно с этими актёрами-любителями. Кто не помнит его героя в водевиле Лабиша «Пощёчина», который с неизменным успехом на протяжении многих лет, сменяя исполнителей, шёл в музее Волконских? На фестивале профессиональных театров в городе Новокузнецке, куда ездил театр с пьесой Лабиша, Евгений Александрович был отмечен высоким званием лауреата. Был занят он в последние годы и в небольших ролях в спектаклях академического драматического театра имени Охлопкова.
В ознаменование пятнадцатилетнего юбилея домашнего театра в музее Волконских был дан концерт, посвящённый памяти Ячменёва. Его исполнителями стали бывшие актёры «Юности», ныне студенты театральных вузов Новосибирска и Москвы. Анастасия Садыкина в одном из последних спектаклей театра «Но Твоя да будет воля», посвящённом Пушкину, исполняла роль Идалии Полетики, а Владимир Коварский выступал в нём в образе Дантеса.
В Иркутск Коварский приехал из города Братска, поступил в медицинский университет и, проучившись в нём четыре года, сделал в своей судьбе крутой поворот. Как-то он пришёл на один из спектаклей «Юности» и был настолько очарован игрой актёров, атмосферой, царившей в театре, что тут же попросился принять его в коллектив.
Надо заметить, Алексей Алексеевич Худяков никому не отказывает, если у молодого человека нет актёрских способностей, он всё равно найдёт ему применение в театре. Володя Коварский обладал и темпераментом, необходимым актёру, и удивительным голосом, поставленным от природы. Спустя время он понял, что врачом быть хорошо, но ещё лучше – оперным певцом. Коварский поступил в Петрозаводскую консерваторию, а спустя год перевёлся на вокальное отделение Российской академии театральных искусств в Москву.
На юношу сразу обратил внимание его педагог – заслуженный артист России, солист Большого театра Васильев. Не обойдён он был и вниманием народной артистки РФ, педагогом РАТИ Тамарой Синявской. Понимая, что Володя приехал в столицу из далёкой Сибири, что родных в Москве у него нет, она начала приглашать его к себе домой, где он смог подружиться с её мужем Муслимом Магомаевым настолько, что тот предложил ему воспользоваться своими концертными костюмами. Одним словом, Владимира Коварского наверняка ждёт блестящая карьера оперного певца, в чём могли убедиться слушатели концерта в музее декабристов.
Низкий голос – бас, имеющий множество тонов и обертонов, – Коварский использует с темпераментом, необходимым настоящему вокалисту, тонко чувствующему музыку, прекрасно «отыгрывающему» интригу, заложенную в романсе или в арии из оперы. На концерте он исполнял произведения Глинки, Рахманинова, Чайковского, Бородина и других великих русских композиторов. Юноша пел с чувством, которое делало его слушателей сопричастными музыке, приводило в трепет. Коварский пел блистательно!
Замечательным было и исполнительское мастерство Анастасии Садыкиной – студентки вокального отделения Новосибирского театрального института. Певица демонстрировала и любовное томление, и кокетство, необходимое в исполнении арий из оперетт. В романсах она была серьёзна, сосредоточенна, артистична, владела навыками сценических приёмов, полученных в театре «Юность» и во время обучения в институте. Кстати, Анастасия уже приглашена на работу в Омский театр оперетты.
Ребята пели дуэтом слаженно. Можно только удивляться тому, что Анастасия и Владимир, встретившиеся на каникулах в Иркутске, за несколько дней почти без репетиций смогли создать по-настоящему профессиональный дуэт. Их пение было наполнено чувственным началом, изящной импровизационной лёгкостью.
Хорошо зная Ячменёва, можно было предположить его реакцию на исполнительское мастерство Садыкиной и Коварского. Скорее всего, Евгений Александрович плакал бы от восторга. Восторг испытали и слушатели, пришедшие в дом Волконских на день его памяти. Елена Добрынина, сегодняшний директор музея, в словах признательности молодым исполнителям говорила, что лучшая память об Ячменёве – это продолжение дела, которому он служил.
Следующий вечер домашнего театра дома Волконских состоится очень скоро, актёры сыграют отрывки из спектаклей, которые в разное время они показывали зрителям музея декабристов. Далее последуют новые премьеры…