Священное мёртвое море
9 сентября в 17 часов «Байкальское движение» и региональная общественная организация «Байкальская экологическая волна» планируют провести в Иркутске, на площади перед Дворцом спорта, экологический митинг, приуроченный к V Байкальскому экономическому форуму. Резолюция с требованием прекращения производства целлюлозы на территории Участка всемирного природного наследия будет направлена президенту РФ, председателю правительства РФ, председателю Государственной Думы РФ, в другие федеральные и иркутские региональные органы власти, в международные организации, включая ЮНЕСКО.
Перевод Байкальского ЦБК на систему замкнутого водооборота, как считают инициаторы митинга, несколько снижает негативное воздействие на уникальное озеро, но не устраняет проблемы его загрязнения в целом. Продолжаются выбросы в атмосферу вредных для экосистемы веществ, в том числе и таких высокотоксичных, как диоксины. Замкнутый водооборот не решает проблемы промышленных отходов, накопленных ранее, а по-настоящему сильное землетрясение может в считанные часы, как выразился кто-то из участников проведённой пресс-конференции, «превратить священное море в мёртвое».
— Собственники БЦБК сидят в Москве и смотрят на нашу область как на источник возможной прибыли, — считает сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова. — Им всё равно, перестанет ли существовать Байкал, потому что они далеко. Не им здесь жить. Иркутская область должна смотреть вперёд и думать о будущем.
Организаторы митинга не случайно решили защитить Байкал от Байкальского ЦБК во время проведения Байкальского экономического форума, на который приедут члены правительства России, представители крупного российского и зарубежного бизнеса. По мнению Валерия Лукина, участника «Байкальского движения», нахождение этого предприятия на берегу озера не только ухудшает экологическую ситуацию, но и тормозит экономическое развитие Байкальского региона. Характерный, крайне неприятный запах в Байкальске сводит на нет усилия по развитию туризма и сопутствующего ему малого бизнеса, отпугивает иностранных инвесторов и туристов.
Хочу добавить: полноценный бизнес на пресной воде, которая в некоторых регионах планеты уже сегодня дороже нефти, на нашем озере тоже создать не получится из-за БЦБК. Независимо от наличия или отсутствия промышленных стоков, в связи с одним только фактом присутствия на берегу «колодца планеты» этого дымящего и неприятно пахнущего предприятия, «живая» вода Байкала всегда будет проигрывать в конкурентной борьбе любой другой, пусть даже добытой из самой захудалой скважины. И местные жители жалуются, что выращенные и собранные здесь ягоды, грибы и овощи приезжие покупают только в том случае, если они предлагаются по более низким ценам, чем вдали от Байкальского ЦБК.
Даша ФЁДОРОВА, студентка ИГУ