Овощеводы живут надеждой
Это подтвердила не в первый раз выставка «Сад. Огород. Загородный дом», ежегодно проходившая в августе в Иркутском Сибэкспоцентре. То, что выращивается в Иркутске из овощей, наглядно было представлено именно здесь. Это продукция высокого качества. Не случайно в рамках выставки была проведена Байкальская научно-практическая конференция по овощеводству «Состояние и перспективы повышения производства овощей в регионах Восточной Сибири».
Было заслушано шесть сообщений. Так, директор департамента агропромышленного комплекса Иркутской области Ю.С. Бажанов рассказал о состоянии и перспективах повышения производства овощей в промышленном овощеводстве Иркутской области, а зав. лабораторией физиологии продуктивности растений СИФИБР СО РАН доктор сельскохозяйственных наук, профессор Ю.Ф. Палкин – о результатах научных исследований по овощеводству в Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН, и уже выпущен сборник материалов, посвящённых конференции. Отрадно, что в работе конференции принял участие Жигжээгийн Мижиддоржа, генеральный директор Научно-исследовательского и учебного института растениеводства и земледелия Монголии, который также поделился опытом работы.
Какой напрашивается вывод? В первую очередь то, что разрушение сельскохозяйственного производства в регионах Восточной Сибири привело к резкому снижению производства жизненно важной продукции овощеводства. Так, в Иркутской области площадь овощных культур в хозяйствах области с 3517 га в 1994 году уменьшилась до 1761 га в 2001 году, валовой сбор овощей также снизился в два раза при низкой урожайности – 12,0 и 14,4 т/га соответственно. Производство овощей в области сократилось до 10-12 кг на одного человека в год вместо 120 кг при научно обоснованной норме. Участники конференции отметили, что улучшение положения в промышленном овощеводстве потребует миллиардных капиталовложений на организацию орошения, закупку техники и удобрений, строительство хранилищ.
В результате разрушения промышленного овощеводства основная масса овощей в регионах Восточной Сибири выращивается на садовых и приусадебных участках. В Иркутской области 1300 садоводческих кооперативов с общей площадью 40 тыс. га были созданы в основном в 60-70-е годы с ведома и при поддержке государства. И вся инфраструктура – электро- и водопроводные сети, дороги – была создана предприятиями, организовавшими эти кооперативы и помогавшими им 20-30 лет до начала реформ в 90-е годы, когда сами предприятия оказались в трудном финансовом положении, а многие исчезли вообще. В результате садоводческие кооперативы работают более 15 лет без государственной поддержки. При этом разрушаются электро- и водопроводные сети, дороги, ежегодно растут налоги, тарифы на электроэнергию, обязательные и целевые платежи, долги по ним, воровство и грабежи не только личной, но и общественной соб-ственности кооперативов.
На конференции чётко прозвучало, что бедственное положение садоводов стало возможным из-за отсутствия властных структур, ответственных за состояние и эффективную деятельность садоводческих кооперативов.
Иркутский общественный совет Союза садоводов в течение шести лет (с 2003 года) настаивает на выделении бюджетного финансирования в пределах 60 – 100 млн. рублей. Ибо разруха и разграбление садоводческих кооперативов будут означать потерю десятков миллиардов рублей личных сбережений садоводов, вложенных в строительство домов и надворных построек; потерю десятков миллиардов рублей, затраченных на создание электро- и водопроводных сетей, дорог; потерю миллиардных инвестиций населения, которые тратятся на поддержание участков и получение продукции; дальнейшее падение уровня и продолжительности жизни населения области.
И это несмотря на то, что возможность государственной поддержки садоводов существует уже десять лет по Закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятому в апреле 1998 года. По нему предприятия, бюджеты всех уровней могут возмещать 100% целевых и 50% членских взносов, истраченных на ремонт электро- и водопроводных сетей, дорог. К сожалению, закон не работает, как якобы не имеющий обязательной силы.
Даже без государственной поддержки на садовых и приусадебных участках в Иркутской области выращивается 45-50 кг овощей на одного человека в год, что также требует дальнейшего увеличения их производства для полного удовлетворения потребностей населения, ибо известно, что недостаток овощей – это недостаток витаминов, а недостаток витаминов – это болезни. Но вместо увеличения производства овощей растут расходы на лекарственные препараты на миллиарды и миллиарды рублей.
Участники конференции убеждены, что государственная поддер-жка садоводческих кооперативов в Восточной Сибири, безусловно, будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности населения, улучшению демографической ситуации, сохранению устоявшейся подлинно народной формы самообеспечения населения овощами, плодами, ягодами, формы самоорганизации отдыха, воспитания любви к труду и земле у детей и внуков.
Плохо то, что в Восточной Сибири отсутствуют отраслевые научные подразделения по овощеводству и плодоводству. Раньше, например, научная работа велась на кафедрах плодоовощеводства аграрных вузов. Однако с началом реформ она была сведена на нет и разрушены все экспериментальные участки.
В связи с этим одобрения заслуживают научные исследования, проведённые лабораторией физиологии продуктивности растений, созданной в 1969 году в Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН. Здесь разработаны биологические основы овощеводства в сооружениях под плёнкой, выявлены приемлемые для региона конструкции плёночных теплиц, разработаны технологии выращивания овощных культур в сооружениях под плёнкой и в открытом грунте.
Большую работу по сортоиспытанию и выявлению новых сортов и гибридов проводят клубы садоводов, которые по праву можно назвать народными университетами.
Каков итог? Да, надо повышать производство овощей в овощеводческих и фермерских хозяйствах, в садоводческих кооперативах и на приусадебных участках. Для этого Байкальская научно-практическая конференция выработала рекомендации:
1. Министерству сельского хозяйства и Народному хуралу Бурятской Республики, администрациям и Законодательным собраниям Красноярского края, Иркутской области и Забайкальского края обратиться в Правительство России и в Государственную Думу с ходатайством о включении в федеральный бюджет целевой программы «Овощи».
2. Считать ответственной за состояние и дальнейшее укрепление садоводческих кооперативов вертикаль власти с органом на республиканском уровне – Министерство сельского хозяйства, на краевом и областном – департамент агропромышленного комплекса, на городском – мэрии с отделом по работе с садоводческими кооперативами и предприятия, организовавшие их.
3. Для возмещения затрат на поддержку инфраструктуры садоводческих кооперативов – электро- и водо-проводных сетей, дорог – согласно принятому десять лет назад закону республика, край, области Восточной Сибири должны выделять на эти цели отдельной строкой 0,2-0,3% расходной части своих бюджетов, города – 0,3-0,4%, районные муниципальные образования – 0,1-0,2% соответственно, предприятия – по принятым статьям коллективного договора.
4. Повышение производства овощей сдерживает отсутствие сезонных рынков для садоводов в городах, отсутствие организованной закупки овощей для сезонной переработки или хранения.
5. Муниципальные власти, на землях которых находятся садоводства, несут ответственность за их охрану от воровства и грабежей, медицинскую, санитарную, пожарную безопасность.
6. Активизация научных исследований в регионах Восточной Сибири возможна при федеральной бюджетной поддержке экспериментальных участков аграрных вузов.
7. Администрации городов несут ответственность за эффективную работу клубов садоводов.
Фото Татьяны Еремеевой