издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зелёный коридор

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ, журналист

Был недавно в Жигаловском районе. К сожалению, не в отпуске, а в командировке, поэтому реки Лену и Тутуру успел посмотреть только в точках их пересечения с трассой магистрального газопровода «Ковыкта – Саянск – Иркутск». И прогуляться был вынужден не по незатоптанной тайге, а по лесной просеке над уложенной под землёй газовой трубой. Но впечатления остались приятные.

Цель командировки – увидеть собственными глазами, что получилось здесь после завершения линейных строительных работ на первом участке газопровода длиной 112,5 километра. Проверить, сдержала ли Восточно-Сибирская газовая компания, заказчик строительства, свои обещания, которые давала населению в 2006 году на многочисленных общественных слушаниях проекта, проведённых в населённых пунктах, расположенных вдоль намеченной трассы газопровода.

Цветущая трасса

580-й пикет трассы. Рекультивация лесной просеки после укладки в землю газовой трубы здесь была завершена нынешней весной, всего-то несколько месяцев назад, поэтому я не ожидал увидеть ничего, кроме голой земли и тяжёлой техники. Но просека оказалась усыпанной ярко-розовыми пятнами цветущего иван-чая. Анатолий Малевский, директор департамента промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Восточно-Сибирской газовой компании, считает столь быстрое и активное зарастание нарушенной поверхности подарком природы.

– Это происходит благодаря особенностям климата нашей Восточной Сибири, – поясняет он. – Нынче мы были участниками международной конференции в Тюмени, делились опытом рекультивационных работ на трассе газопровода. Показывали фотографии. Коллеги из Западной Сибири просто завидовали нам. Там даже искусственное заращивание нарушенных участков почвы над нефте– и газопроводами длится годами.

Впрочем, в процессе беседы выяснилось, что наш климат – важное, но далеко не главное условие быстрого восстановления природной среды. А главное заключается в том, что ВСГК сумела заставить своих подрядчиков строго следовать экологическим требованиям проекта. Так, при рытье траншеи верхний, плодородный слой земли складировался отдельно от пустой породы. А при обратной засыпке поверхность просеки вновь покрывалась слоем почвы, в которой сохранились и семена, и корневища традиционных для этого места растений. Вот они-то и пошли в рост, едва просеку покинула техника.

Природный газ, в отличие от нефти, сам по себе для живой природы не опасен. Самым неприятным экологическим последствием прокладки газопровода могло стать нарушение традиционных путей миграции копытных животных и сокращение их численности. «Зверь испугается просеки, уйдёт из наших мест», – высказывали свою тревогу местные жители три года назад на общественных слушаниях. Благодаря продуманному проекту и жёсткому контролю за работой подрядчиков со стороны ВСГК, их опасения не оправдались. По окончании активного строительства и вывода из тайги тяжёлой техники зверь вернулся в традиционные места своего обитания. Более того, судя по следам, появление молодой поросли привлекло на просеку не только травоядных охотничьих животных. С увеличением их численности в районе газопровода участились и встречи с медведем.

– В отличие от таких линейных объектов, как железные и автомобильные дороги, когда строительство сопровождается появлением высокой насыпи, наша трасса, это видно, не выше и не ниже окружающего рельефа, – объясняет Анатолий Леонидович неожиданный экологический эффект просеки. – Поэтому после восстановления традиционной растительности копытные, судя по всему, воспринимают просеку естественной прогалиной, лесной поляной.

Скорому и полному восстановлению естественной природной среды помог и обширный комплекс биотехнических мероприятий, выполненный Жигаловским зверо-промхозом на деньги ВСГК.

Надзор в три ступени

Недалеко от Якимовки, где трасса газопровода вырывается из леса и устремляется к горизонту по покосам, из подъехавшего «уазика» выпрыгнул молодой бородатый человек в камуфляже. Им оказался Константин Савельев, полевой менеджер «Фрэком». Поясню: «Фрэком» – это подрядчик Восточно-Сибирской газовой компании, известная российская фирма, специализирующаяся на прикладной экологии. Она обеспечивает экологическое сопровождение проекта газификации нашей области с его зарождения, с разработки предпроектной экологической документации. На российском рынке экологических услуг она работает уже почти два десятка лет, и даже за рубежом её заключения по экологической состоятельности предприятий дорогого стоят, потому что этой компании доверяют.

Спросил Константина Сергеевича о выводах, заключениях и личных впечатлениях от работы строителей, заведомо зная, что от контролирующих и надзорных служб доброе слово в адрес подконтрольных организаций услышать трудно: они профессионально зациклены на недостатках и нарушениях. Вот и К. Савельев начал традиционно.

– Были, конечно, недочёты в процессе прокладки трубы, – развёл он руки, – без этого ни одна стройка не обходится. Но некрупные, допущенные по оплошности конкретных исполнителей. Только гораздо важнее, что по настоянию ВСГК подрядчики немедленно, по первому нашему замечанию исправляли все свои недоработки. А в итоге всё получилось очень хорошо. Аккуратно. Качественно. Даже показательно. За пределами отвода просеки не срублено ни одного дерева и даже травяной покров не нарушен. Во время проведения активных строительных работ ВСГК организовала очень жёсткий надзор за исполнением проекта, за тем, чтобы не было разливов ГСМ, чтобы техника работала как подобает.

Результат жёсткого трёхступенчатого экологического надзора, организованного ВСГК, был перед глазами. Если в лесу трасса газо-провода легко определялась по просеке, то с выходом на сельскохозяйственные земли она попросту терялась в одинаково зелёной траве покосов. Угадать дальнейшее направление магистральной газовой трубы можно было только по железобетонным столбам ЛЭП. К. Савельев рассказал, как встречался недавно со своими коллегами, контролирующими прокладку нефтепроводов в западных регионах России, показывал им отчётные фотографии стройки, а те удивлялись: «У вас просто потрясающе валик отсыпки отформирован, так красиво, так чинно, гладко всё выглядит. Приятно посмотреть». И было видно: он гордится тем, что с экологической точки зрения газопровод получился таким хорошим.

«Как должно, а не как привыкли»

Игорь Федоровский, первый заместитель мэра муниципального образования «Жигаловский район», менее эмоционален, но более прагматичен. Восточно-Сибирская газовая компания работает здесь уже более трёх лет. Игорь Николаевич называет её социальным партнёром и подчёркивает, что благодаря ВСГК Жигаловский район в настоящее время является «наиболее подготовленной территорией области для приёмки природного газа», который здесь ждут с большой надеждой. Вице-мэр не отделяет экологические проблемы от социальных, поскольку значительная часть населения района здесь, как и встарь, живёт природой. Любое ухудшение её состояния немедленно сказывается на уровне жизни людей. А к Восточно-Сибирской газовой компании Федоровский относится с уважением как раз потому, что она не просто работает на территории муниципального образования, но «принимает участие в жизни района», а социальные и экологические проблемы тоже старается решать в едином комплексе.

Порядочность – черта человеческого характера. К бизнес-структуре, каковой является ВСГК, применить её сложно. Но вице-мэр настаивает на этом определении.

– Для нашего населения природа (а это более двух миллионов гектаров лесных угодий) – не просто красивые пейзажи и возможность отдохнуть, это среда нашего обитания, – объясняет ситуацию И. Федоровский. – ВСГК поняла это сразу и, учитывая интересы местных жителей, к вопросам экологической безопасности относится особенно щепетильно. Это и есть порядочность.

Игорь Николаевич рассказывает, что по всем экологическим составляющим проекта компания в обязательном порядке проводила общественные слушания. Не только для того, чтобы соблюсти формальность, а чтобы действительно узнать и учесть в работе мнение местных жителей.

– Думаю, что Восточно-Сибирская газовая компания – это тот редкий случай, когда бизнес на самом деле прислушивается к населению и выполняет обещанное, – говорит Федоровский. – Люди трудятся добросовестно и с умом. Я лично как житель, а не только как работник администрации, считаю, что на территории Иркутской области, а может быть, даже и всей России, это показательный проект и его показательная реализация – как должно, а не как привыкли. Компания стремится учесть даже незначительные вопросы и требования населения.

И. Федоровский рассказывает о «конструктивном подходе» компании к возмещению потерь при временном (на период проведения строительных работ) использовании земель сельхозназначения и охотничье-промысловых зон: «Суммы были довольно приличные». Вновь делает акцент на добросовестном исполнении компанией всех своих обязательств. Подчёркивает, что неизбежный ущерб природной среде прокладкой газопровода компания сумела минимизировать до самого предела, а в качестве доказательства приводит пример других компаний, желавших заняться обустройством месторождения. Они, в частности, запрашивали ширину коридоров под вырубку для линейных объектов от 150 до 200 метров в тех местах, где Восточно-Сибирской газовой компании потребовалось «всего-навсего от 27 до 32 метров». И подводит итог: «В общем, у нас тесное, конструктивное, взаимовыгодное сотрудничество, которому мы очень рады, потому что ВСГК всегда и во всех вопросах идёт нам навстречу».

Фото Анатолия БЫЗОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры