издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цены на бензин созрели к урожаю

Аналитики обещают незначительный рост стоимости ГСМ

  • Автор: Алёна БАЙБОРОДИНА, «Телеинформ»

Ежегодный рост стоимости горючесмазочных материалов в период уборочной кампании – многолетний тренд. Российские эксперты в сфере топливно-энергетического комплекса утверждают, что виной всему инфляция и рыночные отношения, но от выявления причин ситуация не меняется к лучшему. Вот и в нынешнем году сельхозпроизводители страны, в том числе и Иркутской области, ожидают очередного скачка цен перед осенней страдой.

Аналитик компании «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко даёт оптимистичный прогноз. Повышение цен на топливо во время уборочной в среднем по России составит не более 10%. При благоприятном развитии событий стоимость ГСМ повысится на 5%.

Примерно такого же мнения придерживается и московский аналитик компании «Антанта Пио глобал» Тимур Хайруллин. По его оценкам, значительного роста цен на топливо в ходе нынешней уборочной не будет. «Я думаю, повышение будет на уровне прошлого года. Одна из главных причин – судебные разбирательства Федеральной антимонопольной службы в отношении ряда нефтяных компаний, – говорит Тимур Хайруллин. – Активный интерес ФАС к поставщикам топлива уменьшит аппетиты нефтяных компаний. Таким образом, будет сформирована более низкая ценовая политика». По прогнозу, который даёт аналитик, рост цен на нефтепродукты в течение 2008 года составит 15-20%, что выше уровня инфляции, которая составляет примерно 14%.

Директор Иркутского филиала инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Вячеслав Шамаев также предполагает, что цены поднимутся незначительно. Однако, объясняя причину столь оптимистичного прогноза, приводит неутешительные факты. «Я думаю, значительного роста цен на топливо перед уборочной кампанией не будет, так как в Иркутской области уже сейчас цены на ГСМ примерно на 20% больше, чем в других регионах России», — сказал он.

Анализируя ситуацию, эксперты приводят и другие причины сезонного роста цен на топливо. Так, по мнению Екатерины Кравченко, ряд компаний, которые занимаются поставками топлива, в течение года по причине растущей инфляции недополучают необходимую прибыль, что, естественно, влияет на окупаемость бизнеса и рентабельность этих предприятий. В периоды, когда горючесмазочные материалы становятся более востребованными, как перед началом осенних полевых работ, эти компании стараются получить максимальную прибыль, чтобы дополучить необходимые финансовые средства.

Между тем существует и другая проблема. На увеличение стоимости ГСМ зачастую влияет промежуточное звено между поставщиками топлива и покупателями. Речь идёт о компаниях, которые являются посредниками. «Решать эту проблему, естественно, должно государство», — отмечает Екатерина Кравченко. При этом главное, по мнению аналитика, сделать рынок нефтепродуктов максимально открытым и доступным для прямых покупателей. «Я считаю, что необходимо создавать биржи по продаже топлива. В таком случае и будет ликвидирована сеть посредников, и рынок нефтепродуктов будет прозрачным», – считает она. В настоящее время попытки создать такую биржу предприняты в Санкт-Петербурге, но пока это только пробный шар и говорить о результатах рано.

Представитель региональной власти, заместитель директора департамента агропромышленного комплекса Иркутской области Александр Поляков сообщил, что в 2007 году из федерального бюджета сельхозпроизводителям Приангарья на приобретение ГСМ было направлено 57 млн. рублей. Оказание финансовой помощи обусловлено не только сезонным ростом цен на топливо перед уборочной кампанией, но и в целом подорожанием горючесмазочных материалов в течение 2008 года.

По его мнению, в нынешнем году стоимость горючесмазочных материалов в сравнении с прошлым годом увеличилась фактически в два раза. Так, в августе прошлого года одна тонна дизельного топлива стоила 16 тыс. 380 рублей, в настоящее время её цена – 29 тыс. 650 рублей. Значительно подорожал и бензин.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры