Северянам закон не писан?
Право на получение квалифицированной юридической помощи нам гарантирует Конституция РФ. В том числе – в случаях, предусмотренных законом, – мы можем рассчитывать и на бесплатную помощь адвокатов. Но это на бумаге. От декларации права до его реализации путь не близкий. По крайней мере в Катангском районе.
В штате районного филиала областной коллегии адвокатов числится… один защитник, он же – заведующий филиалом. Где же северяне получают консультации и справки по правовым вопросам? Кто помогает им составить заявление, жалобу, ходатайство? Как им найти представителя или защитника для участия в судебном процессе? Все эти формы правовой помощи прописаны в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», только вот на жителей Катангского района они не распространяются. Здесь для участия в уголовном процессе обычно назначается бесплатный защитник (его услуги оплачивает государство), а юридическую помощь по гражданским делам получить невозможно вообще. Потребность же в консультациях, оформлении заявлений в суд очень остра: к третьей власти за защитой своих законных прав и интересов обращается сегодня всё больше граждан.
Есть и другая проблема. Когда заведующий юридической консультацией, единственный защитник в районе, уходит в очередной отпуск, суду приходится откладывать заседания даже по уголовным делам. Как это отражается на сроках и качестве их рассмотрения, объяснять, наверное, не надо.
На Севере жить и без того непросто. Центр Катангского района, село Ербогачён, от Иркутска удалён более чем на тысячу километров. Авиарейсы по расписанию – один раз в неделю, только летом – дважды. Других транспортных связей с населёнными пунктами области, кроме авиасообщения с Иркутском, у жителей Ербогачёна нет. С учётом крайней отдалённости, бездорожья, отсутствия круглогодично функционирующей взлётно-посадочной полосы население целого района зачастую оказывается не в состоянии получить необходимую юридическую помощь и от заезжих специалистов. Почему же областная коллегия адвокатов не побеспокоится о том, чтобы хотя бы заблаговременно обеспечить замену своему сотруднику на время его отпуска?
Вопрос о работе Катангского филиала областной коллегии адвокатов был предметом обсуждения на координационном совещании руководителей суда, прокуратуры и органов внутренних дел района в июне нынешнего года. Участники совещания сошлись на том, что такое положение не может продолжаться.
Кроме того, просто невозможно допустить, чтобы юристы, блюстители закона, сами же и нарушали этот закон. А ведь именно так сейчас и происходит. Возьмём, например, статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Она предусматривает бесплатную помощь семьям, чей доход не дотягивает до прожиточного минимума; одиноким людям при рассмотрении в судах дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причинённого смертью кормильца или увечьем, полученным на производстве; ветеранам Великой Отечественной войны (по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью), пенсионерам при составлении заявлений о назначении пособий; пострадавшим от политических репрессий в связи с их реабилитацией; несовершеннолетним, которые содержатся в учреждениях системы профилактики безнадзорности. Однако в этом направлении в Катангском районе филиалом областной коллегии адвокатов не ведётся никакой работы вообще.
Хотелось бы спросить: почему? Разве северяне – не такие же граждане России, разве на них не распространяются законы федерации?