издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Русское затмение

Взгляд из Монголии

На протяжении трёх недель читатели «Конкурента» следили за ходом экспедиции Иркутск – Гоби – Иркутск. 12 иркутян – учёных и журналистов, в числе которых и наш фотокор Дмитрий Дмитриев, – 1 августа наблюдали в Монголии полное солнечное затмение. Экспедиция иркутских астрономов преодолела 5000 километров ради двух минут этого астрономического явления, которое в России можно будет наблюдать только в 2061 году. История путешествия, идею которого учёные изначально сочли авантюрой, вылилась в итоге в научно-приключенческие заметки одного из участников экспедиции.

По машинам

Астрономией лучше заниматься в комфорте. Именно этот постулат и повлиял на планирование экспедиции астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета, которая, вероятно, могла отправиться, например, в Новосибирск и получить такие же неплохие результаты и там. Но два пункта не давали покоя организаторам ещё год назад: первый – это далеко не стопроцентная вероятность хорошей погоды в Западной Сибири, тем более что явление будет вечером, когда солнце уже невысоко и любая пригоризонтная тучка может испортить всё. Второй звучал так: «А когда и зачем ещё мы сможем попасть в настоящую Гоби?». Логический вес этих пунктов в череде сопоставления всех «за» и «против» и привёл к появлению маршрута с такими загадочными и манящими названиями: Сухэ-Батор, Улан-Батор, Арвайхээр, Баянхонгор, Гоби-Алтай, село Алтай, Ховд, Сонгино, Мурэн, Ханх, Монды…

Коллеги-астрономы из Монгольского научного центра, с которыми давно налажен неплохой контакт, естественно, собирались наблюдать затмение на родине. В ответах на многочисленные вопросы по электронной почте обрисовали такие перспективы: если хотите получить возможность наблюдать корону в Монголии больше двух минут, готовьтесь к 60 градусам жары по Цельсию на поверхности, к необходимости везти с собой запас питьевой воды и топлива почти на 1000 километров. Заходя вперёд, можно сказать, что коллеги немного перестарались. Но участники экспедиции им благодарны. Сформулированные ими ожидания сумели обеспечить полную автономность экспедиции.

Когда выяснились подробности маршрута, стало ясно, что обсерватории университета самостоятельно его не вытянуть – изначально планировалось пройти 6000 километров. Поиск желающих принять участие в таком авантюрном проекте сразу дал оптимальный результат – далеко ходить не пришлось, коллеги-фотографы и друзья – любители астрономии откликнулись на призыв, и сформировался костяк из четырёх экипажей: Максим Антипин на «Toyota Prado» (опытный джипер, участник двух патомских экспедиций, организованных обсерваторией), Дмитрий Дмитриев на «Nissan Safari» (профессиональный фотограф, сотрудник газеты «Восточно-Сибирская правда»), Павел Никифоров на «Isuzu Mu» (астроном-любитель, член Иркутского астроклуба с 1988 года) и автор этих строк Дмитрий Семёнов на «Suzuki Escudo». Несмотря на научную «заточенность» экспедиции, она сразу стала планироваться как автопробег, ибо затмение затмением, но до него нужно доехать и, что немаловажно, вернуться домой.

Несмотря на то что нашлись автомобили и подобралась команда из 12 человек, с организацией было непросто. 6000 километров на автомобилях – очень затратный проект. На помощь пришли спонсоры и партнёры. Туристическая компания «Истлэнд», заинтересованная в разработке новых маршрутов по Байкало-Монгольской Азии, помогла проекту финансово, организационно и оказала визовую поддержку всем участникам экспедиции. Компания «Вудтэкс» внесла очень большой вклад в оснащение экспедиции. Сеть СТО «Фильтр» провела обслуживание всех автомобилей экспедиции и выделила необходимый запас смазочных и охлаждающих жидкостей и фильтров в дорогу. Нужно отметить, что благодаря качественной предстартовой подготовке вмешательства в работу агрегатов не потребовалось и всё последующее обслуживание проводилось в соответствии с эксплуатационными требованиями. Компания «Навигатор» предоставила системы навигации «Garmin», незаменимые в условиях ночного ориентирования в монгольских степях. Компания «Технотест» обеспечила экспедицию спутниковой связью «Iridium», обеспечившей надёжный приём в степи и в горах и возможность пересылать в Иркутск отчёты о пройденном пути. Все участники экспедиции и автомобили были застрахованы по системе «Автополис», что прибавило уверенности на трудных этапах дороги.

Первую часть пути экспедиция двигалась двумя группами. 24 июля из Иркутска выдвинулся головной отряд экспедиции – нагруженные под завязку «Prado» и «Safari». Восемь человек (по четыре в каждом экипаже) после короткой пресс-конференции отбыли в направлении Кяхты. 25 июля вечером стартовала вторая группа – «Escudo» и «Mu» (превратившаяся в радиопозывных в «муху»).

«Если взять очень много и есть от души»

Монголия порадовала простотой общения, более дешёвым топливом и ещё более дешёвой, но очень вкусной пищей в придорожных кафешках, которые легко опознаются по надписи «Цайны газаар». В них часто стоит всего один стол и пара стульев или скамейка. Традиционный для путника набор – бузы, хушуры, цуйван и сутэ-чай – обходился не более чем в 50 рублей на человека. Это если взять очень много и есть от души.

Языковой барьер хоть и давал себя знать, но чувствовалось, что когда-то в монгольских школах плотно занимались русским языком, да и минимально необходимый набор слов помогал. Как правило, после традиционного приветствия «сайн байна уу» можно было переходить на жесты – к гостям устанавливалось вполне доброжелательное отношение и дальше нужно было просто выработать систему знаков – далеко не все монгольские слова можно выговорить с первого раза без серьёзной фонетической гимнастики.

Что касается практики, пересечение границы с Монголией проблемы не представляет, но занимает очень уж много времени. Российские пограничники вообще не задерживали, дали только пару ценных советов и отпустили. Монгольские в общем-то тоже не особо старались найти какой-то контрафакт, но делали всё так неторопливо, что процедура на две машины заняла почти четыре часа. Если вы так же застряли и захотели обедать, то лучше всего обменять небольшую сумму рублей на тугрики прямо на выезде с погранпункта и доехать до города Сухэ-Батор, там уже не чувствуется приграничной суеты и можно спокойно пообедать. Трудно в Монголии вегетарианцам – почти все блюда имеют в своей основе мясо, поэтому иные варианты нужно оговаривать отдельно, очень редко и только в больших заведениях в крупных населённых пунктах встречалась еда без животных белков. После Сухэ-Батора не торопясь по хорошей дороге можно доехать до столицы. У нас это заняло чуть более трёх часов.

Улан-Батор и по архитектуре центральной части города, и по складу жизни горожан – современный город. Правда, у нас на его исследование была всего одна ночь, поэтому окраины мы не смотрели – в планах было как можно быстрее догнать первую группу. Поэтому в 11.00 следующего дня две наши машины двинулись на запад страны, взяв монгольского проводника по имени Гана, физика из Монгольского научного центра, тоже хотевшего посмотреть на затмение. Характер дороги изменился. Первые сотни километров она даже фигурировала как элемент пейзажа – мощная насыпь уходила за горизонт, но стоило въехать на неё, как начиналась такая тряска, что тут же приходилось пожалеть – полотно не грейдировалось, наверное, ни разу. Поэтому вдоль основной дороги по степи шло несколько — иногда более десятка – накатанных колей, по которым и двигался транспортный поток. Ближайшей целью нашего путешествия был крупный посёлок Арвайхээр, отстоящий от столицы более чем на 400 километров.

Окончание в следующем номере.

Дмитрий СЕМЁНОВ, специально для «Конкурента»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры