Выгоды рассеянного склероза
Про чудовищ и драконов о трёх головах мы сказки знаем. Про Богородицу, Матушку-троеручицу, что тремя руками благо даёт, слыхивали. Но чтобы пенсионеры были о трёх карманах – что-то не приходилось. Дело как раз про такого самопроизвольно утроившегося пенсионера рассмотрел в этом году Ленинский районный суд Иркутска. Ответчиком по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хорольскому району Приморского края выступал гражданин Ч. Как выяснилось, он получил пенсионное довольствие аж в трёх местах.
Вообще-то, если быть совсем точными, даже не в трёх, а в четырёх местах Петру Алексеевичу начислялась пенсия. Его передвижения в пространстве и регистрационные манёвры так сложны и запутанны, что описать их в точности не рискую. А суть этой суеты в том, что, переезжая с места на место, наш герой всякий раз обращался за начислением пенсии в отделения Пенсионного фонда по новому месту жительства. И всякий раз упускал из виду обязанность сообщить, что ему уже начислена пенсия в другом населённом пункте.
Давая в суде объяснения этому феномену телепортации, «множественный» пенсионер исковые требования не признал. С его слов, деньги в разных местах он вовсе не получал. Хотя заявления на их получение в каждом новом месте пребывания, кажется, писал. Доверенность, по которой его пенсию в Хорольском отделении получала жена Ч. Татьяна Петровна, кажется, оформлял. Извещал ли Пенсионный фонд о переезде на другое место жительства, не помнит. О том, что много раз терял паспорт, не помнит тоже. То, что в разных пенсионных делах указаны его разные паспорта, объяснить не может. Что поделаешь, сетует пенсионер, он ведь даже не знает, когда ему поставили диагноз. Помнит только, что у него рассеянный склероз!
Так или иначе, поднятые в суде платёжные ведомости свидетельствуют о следующем. Пётр Алексеевич получал пенсию с октября 1997 года по декабрь 2004 в Братске и Братском районе Иркутской области; с февраля 1997 года по август 2005 – в четырёх населённых пунктах Республики Башкортостан; с октября 1996 года по настоящее время – в Ленинском округе Иркутска; с января 1998 по январь 2005 года – в Хорольском районе Приморского края. Именно Хорольское отделение Пенсионного фонда и выступило с иском к гражданину Ч., требуя взыскать с него материальный ущерб в размере незаконно полученных 128 тысяч 234 рублей. Деньги, начислявшиеся в посёлке Хороль, ответчик получал время от времени сам, а в периоды его отсутствия – супруга. Однако то, что пенсия ответчика долгое время выплачивалась его жене, является следствием служебного недосмотра самих работников Хорольского пенсионного фонда. Выплачивать пенсию по доверенности больше одного года юридически незаконно. Так что в этом пункте Хорольский пенсионный фонд, что называется, сам себя наказал. Впрочем, как и в том, что не проверил своего клиента на этапе приёма заявления. Специалисты ПФ в Хорольском районе могли и должны были отправить запрос по прежнему месту жительства гражданина Ч., чтобы удостовериться, что пенсия ему ранее не начислялась. Однако этой процедурой чиновники пренебрегли.
Таким образом, суд счёл доказанным незаконное получение пенсии ответчиком только в те месяцы, роспись за которые в ведомости посёлка Хороль принадлежит самому Ч. Ущерб, причинённый Хорольскому ПФ РФ, составил 91,5 тысячи рублей. Именно эта сумма будет взыскана с ответчика. Кроме того, Пётр Алексеевич выплатит Хорольскому пенсионному фонду размер госпошлины, уплаченной в суд, в размере двух с половиной тысяч рублей.
Эта поучительная и богатая комбинациями история могла иметь место в отечестве до 1 января 2005 года. Именно в этот день в России введён федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. На его основе создана единая компьютерная база по всем отделениям социальной защиты и Пенсионного фонда. С этого момента появилась возможность выявления «двойников», получающих денежные выплаты в разных местах. Кто знает, сколько ещё таких вот слабых памятью и многоликих пенсионеров обнаружится в городах и весях отчизны?