Школа ремонта
Иркутян научат жить в пробках
На этой неделе иркутяне в полной мере ощутили последствия капитального ремонта центральных улиц. Самого масштабного за последние несколько лет. Автомобилисты натыкаются на перекрытые участки дорог, стоят в пробках и рассказывают истории о том, как «сорок минут от «Серого дома» до Сухэ-Батора ехал». Пешеходы запинаются в пыли о куски снятого асфальта и жалуются на «жизнь в окопах». Неудобства горожан закончатся вместе с летом, обещают власти. Они рассчитывают за месяц успеть отремонтировать улицы на десятки лет вперёд. Между тем эксперты сомневаются в оптимистичных прогнозах мэрии, полагая, что в срок такой объём работ выполнить практически невозможно.
Непроезжая часть
С 25 июля почти весь центр Иркутска закрыт для проезда в связи с капитальным ремонтом улично-дорожной сети. На перекрытых улицах подрядчики производят замену водопровода и строят ливневую канализацию. Тротуары мэрия намерена упаковать в «гранитную плитку, которая лежала бы десятилетиями». Однако территориям памятников, например Горькому, гранит, по мнению властей, не нужен. «Это не пешеходная зона. Гранит требуется только на тротуарах вблизи проезжей части, откуда летят мерные материалы и повреждают покрытие», – полагает начальник управления благоустройства и транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Сергей Чертков. По его информации, проектирование и капитальный ремонт улиц в разных районах Иркутска в этом году обойдётся городскому бюджету в 558 млн. рублей. Общая сумма затрат по программе развития улично-дорожной сети в 2008 году составит 1,7 млрд. рублей. «Когда заменим все подземные сети и сделаем нормальные дорожные покрытия, улицы простоят десятки лет», – уверен чиновник.
Ремонт на десятки лет вперёд потребовал остановить на месяц движение по улицам, которые были альтернативой во время заторов. Автомобилисты лишились возможности передвигаться по улицам Горького, Польских повстанцев, (на участке от Сухэ-Батора до Декабрьских событий), Бабушкина (от Карла Маркса до Дзержинского), Красного восстания (от бульвара Гагарина до 3-го Июля), Сухэ-Батора (от Карла Маркса до сквера Кирова), Декабрьских событий (от Рабочей до Карла Маркса) и Желябова (от Пролетарской до Декабрьских событий). «Большинство из них закрыты частично и только на время проведения ремонтных работ. Например, улицы Польских повстанцев, Бабушкина, Красного восстания. Полностью проезд запрещён лишь на улице Горького», – отметил Чертков.
Для одновременного закрытия центральных улиц мэрия выбрала август – сезон отпусков, тепла и длинных световых дней. «Понимая, какой сложной будет ситуация с движением, мы не закрывали эти улицы в июне. А в конце июля большинство иркутян уезжают на отдых, поэтому улицы сейчас более-менее разгружены», – полагает Чертков. С ним согласны эксперты, однако они не видят необходимости проводить ремонт сразу на таком количестве улиц. «Поразительно, зачем одно-временно перекрыли всё. У водителей не осталось лазеек, чтобы нормально передвигаться по центру», – считает главный инженер проекта ОАО «ИркутскгипродорНИИ» (один из разработчиков проекта реконструкции центральных улиц Иркутска. – «Конкурент») Алексей Пригорнев.
Незачёт по времени
Автомобилисты, казалось бы, привыкшие к иркутским заторам, теперь простаивают в пробках рекордное количество времени. «В понедельник от «Серого дома» до улицы Сухэ-Батора ехал сорок минут. Если бы я не нарушил правила и не поехал по Свердлова против движения транспорта, то путь занял бы целых полтора часа», – рассказывает опытный шофёр Вадим. По наблюдениям автомобилиста с десятилетним стажем Кирилла, чаще стали возникать заторы на улице Карла Маркса. По словам автолюбителя, раньше машины застревали там только в час пик, а теперь пробки начинаются уже в полдень. Регулярно «стоят» улицы Рабочая и Степана Разина. Ситуацию усложняет отсутствие предупредительных знаков на большинстве дорог. «Обычно я езжу только по центру и максимум – Свердловскому району, так что закрытие улиц ударило по мне очень сильно, – рассказал Кирилл. – Кроме того, вырос расход топлива, впрочем, ещё не настолько, чтобы выбросить ключи от машины». Вадим, наоборот, предпочитает с нынешней недели перемещаться по центру пешком и без служебной необходимости не садиться за руль. «Я уже не ездок. Я ходок», – говорит он.
Разруливать ситуацию с этой недели начали сотрудники ГИББД. По словам заместителя начальника ГИБДД Иркутска Вячеслава Жилкина, 11 экипажей (более 20 человек) регулируют движение в центре. Они работают на самых оживлённых участках – улице Ленина и бульваре Гагарина. Сразу несколько постов работают в районе улиц Рабочей и Франк-Каменецкого. Как рассказал автомобилист Кирилл, на днях инспекторы разрулили пробку на пересечении улиц Карла Маркса и Ленина всего за двадцать минут. «Интенсивность движения возросла, но, согласно ежедневному мониторингу, аварийность осталась на прежнем уровне. Скорость автомобилей снизилась, а вместе с ней и травматизм. Возросло только число мелких ДТП», – отметил Жилкин.
Нынешнее напряжение на дорогах закономерно и является следствием не только закрытия центральных улиц, полагают эксперты. «Ситуация в центре подогревается постоянно. В частности, концентрация автомобилей и интенсивность движения в последнее время росла там из-за того, что въезд на новый мост через Ангару возможен только через улицу 3-го Июля», – считает профессор кафедры менеджмента на автомобильном транспорте Иркутского государственного технического университета, доктор технических наук Александр Михайлов. По его данным, в Иркутске более половины торговых площадей приходится на Кировский район и «Фортуну», куда «с культурно-бытовыми целями» выезжают порядка 60% горожан. «Ремонт улиц необходим, но проблем центра он полностью не решит. Требуется скорейшее строительство правобережных развязок моста и развитие торговой инфраструктуры в других округах города», – уверен Александр Михайлов.
Сроки изменить нельзя
Завершить ремонт и открыть улицы планируется уже 25 августа, максимум до 1 сентября, сообщил Жилкин. По его словам, не исключено, что подрядчики будут вынуждены работать в несколько смен для завершения работ в срок. В намеченных сроках не сомневаются, пожалуй, только ГИБДД и мэрия. Сами подрядчики отмечают, что один месяц – это «крайне сжатые сроки» для выполнения всех задач. Как рассказал «Конкуренту» генеральный директор ЗАО «Труд-Байкал» Сергей Тен, администрация завершила аукционы по определению строительных организаций только 25 июля. Подряды получили дорожная служба Иркутской области, ЗАО «Труд-Байкал», ООО «Дорожно-строительная компания» и РСП ООО «Топка». Сергей Тен полагает, что у компаний возникнет дефицит гранитного щебня, часть которого придётся доставлять из Китая. Вероятно, что это может отразиться на сроках выполнения работ.
Маловероятно, что ремонт будет должным образом закончен к концу августа, считают эксперты. «Перед БЭФом (Байкальский экономический форум. – «Конкурент») всё быстро разрыли, а насколько оперативно завершат – неизвестно», – сказал Алексей Пригорнев. По оценке специалиста, процедура замены коммуникаций и дорожных покрытий рассчитана примерно на шесть месяцев в зависимости от работы подрядчиков. «Тем не менее начать работы с мая строители не могли, так как заказ от мэрии поступил только в конце апреля. Мы и так по вечерам работали, стараясь успеть подготовить проекты как можно раньше», – рассказал Алексей Пригорнев.
Эксперты полагают, что из-за нехватки времени на капитальный ремонт подрядчики будут вынуждены завершить наспех все работы в ущерб качеству. Один из собеседников «Конкурента» считает, что форум, куда ожидается приезд двух вице-премьеров, является своего рода гарантией завершения работ к началу сентября. Он убеждён, на мэрию будет оказано давление со стороны региональных властей, заинтересованных в том, чтобы город произвёл на высокопоставленных гостей хорошее впечатление. И заметил, что всем памятна реплика Владимира Путина о необходимости «отмыть город».