Полезный налог
Власти Иркутской области не остались в стороне от скандала с холдингом «Мечел». На этой неделе из администрации Иркутской области прозвучали угрозы в адрес сырьевых компаний, оптимизирующих, с точки зрения чиновников, налоговую базу. Речь шла главным образом об уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Заместитель губернатора Иркутской области Дмитрий Шейбе заявил, что власти будут следить за уплатой налога, чтобы ситуация с «Мечелом» находилась «в поле зрения» администрации.
Во вторник на межведомственном совете по развитию минерально-сырьевого комплекса заместитель губернатора Иркутской области Дмитрий Шейбе дал понять, что региональная власть намерена заострить внимание на взыскании с недропользователей налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «НДПИ – существенная налоговая составляющая, которая должна быть под контролем», – заявил Шейбе. Чиновник предложил проверять конкретных недропользователей, а «не разбрасываться» на все предприятия, владеющие на территории Иркутской области в общей сложности почти 800 лицензиями. Учитывая, что 88% НДПИ приходится на Нижнеилимский район и Бодайбо, присутствующим стало понятно, что Шейбе предложил сосредоточиться на ОАО «Лензолото» и Коршуновском ГОКе (входит в структуру ОАО «Мечел». – «Конкурент»). Обе компании являются крпнейшими плательщиками НДПИ в региональный бюджет. «Надо понимать, аккуратно ли хозяйствующий субъект платит налоги и платит ли он их вообще. Чтобы ситуация с «Мечелом», которую озвучил премьер, была в поле зрения прежде всего нашего ведомства», – сказал Шейбе.
Однако именно с «Мечелом» у местных властей состоялся неприятный судебный опыт, касающийся как раз НДПИ. В 2004-2005 годах налоговики считали НДПИ Коршуновскому ГОКу исходя из стоимости железорудного концентрата, хотя до этого налог платился с цены сырой руды. Дополнительные бюджетные платежи составили около 900 млн. рублей. В период судебных разбирательств инстанции на местном и региональном уровне вынесли решения в пользу налоговых органов и отсудили у «Мечела» требуемую сумму.
Однако Высший арбитражный суд постановил, что налоговики были не правы и поручил выплатить предприятию компенсацию в размере 650 млн. рублей – по 40% из муниципального и областного бюджетов и 20% из федерального. По словам заместителя руководителя департамента финансов Иркутской области Евгения Солдатова, судебные разбирательства ещё не завершены, и, вероятно, горнякам удастся вернуть переплату НДПИ в полном объёме.
Дмитрий Шейбе признал, что «замять выплату не удастся». Он заявил, что выплачивать долг «Мечелу» предполагается на основе социально-экономического партнёрства, однако не назвал конкретные механизмы. Эксперты полагают, что, возможно, долг «Мечелу» будет возращён в счёт будущих платежей. Между тем, по данным департамента финансов, в заявках от налогоплательщиков на 2008 год выплата НДПИ снизится на 32%. Как предположил заместитель председателя бюджетного комитета Законодательного собрания Иркутской области Павел Зорин, это произошло, вероятно, потому, что Коршуновский ГОК уже заявил платежи с вычетом выплат, признанных незаконными.
Как сообщил начальник отдела прочих налоговых и неналоговых поступлений УФНС Владимир Карманов, все недропользователи учтены и платят налоги. По его словам, при взыскании платежей основные проблемы связаны с определением вида полезных ископаемых. «Сложно выяснить, должна компания продавать уголь по цене добытого или уже обогащённого?» – привёл он пример. Этот вопрос сейчас налоговики задают ОАО «Востсибуголь» и склоняются к применению последнего варианта подсчётов, который в случае с металлургами оказался бесперспективным. На минувшей неделе УФНС завершило выездную проверку компании. «Средняя цена единицы добытого твёрдого топлива, представленного налогоплательщиком в расчётах, составляет 160 рублей за тонну. По нашим данным, цена угля должна составлять 300-400 рублей», – сообщил Карманов.
Но судебных перспектив в отношении налоговых претензий к «Востсибуглю» аналитики не усматривают. «Если компания действительно реализовывала какие-то схемы, то пойдёт на условия налоговой, чтобы не тратить деньги на судебные издержки. Скорее всего, ей придётся выплатить удвоенный НДПИ за последние полгода, но вряд ли это будет значительная сумма для «Востсибугля» (этот вид платежа для угольных компаний составляет 4% от выручки. – «Конкурент»)», – полагает Олег Петропавловский. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже сомневается в возможности урегулирования конфликта в судебном порядке. По его мнению, если в областной суд обращается налоговая инспекция, это не даёт ей никакого преимущества и не гарантирует выигрыша дела, а решение можно оспорить в вышестоящих инстанциях.
По мнению некоторых собеседников «Конкурента», повышенное внимание обладминистрации к налоговым отчислениям недропользователей отчасти связано с недавними заявлениями премьер-министра Владимира Путина в отношении «Мечела». Премьер обвинил компанию в манипулировании ценами на угольном рынке. «В этой ситуации региональные власти поддержали федеральный тренд», – полагает аналитик ФГ БКС Олег Петропавловский.
Однако большинство экспертов всё же объясняют действия властей не политическими, а финансовыми причинами. «С 2004 года НДПИ идёт в региональные бюджеты, поэтому интерес области легко объясним», – отметил Дмитрий Баранов. Как сообщили в департаменте финансов, НДПИ в консолидированный бюджет Иркутской области в 2006 году составил 468 млн. рублей, в 2007 – 952 млн. рублей. В условиях повышения цен на сырьё аналитики прогнозируют стремительный рост этих показателей. По данным ФГ БКС, железорудный концентрат за первые шесть месяцев 2008 года подорожал на 20%, а руда – на 96%. До конца года, согласно долгосрочным контрактам, цены на руду вырастут ещё на 65% – до трёх тыс. рублей за тонну. Золото подорожало с 2007 года почти на треть – до 693 рублей за унцию. Как считает Павел Зорин, даже в условиях увеличения налоговых затрат компании будут заинтересованы в уплате НДПИ: «Недропользователи являются одними из самых аккуратных налогоплательщиков, так как многие из них рассчитывают вернуть НДС, который на порядок больше НДПИ. Это возможно только при условии полной уплаты текущих налогов». Он полагает, что у администрации нет оснований для беспокойства.