Лариса Забродская: Регионом надо управлять как проектом
Директор по связям с государственными органами власти ОАО «Атом-энергомаш» Лариса Забродская в среду встретилась с иркутскими журналистами. Местное медиасообщество по-прежнему воспринимает её в качестве представителя региональной элиты, хотя Забродская уже более двух лет живёт и работает в Москве. Сама она говорит, что остаётся иркутянкой, «сохранила иркутскую прописку» и не исключает своего возвращения в регион в марте будущего года. В сентябре Забродская намерена принять участие в Байкальском экономическом форуме. По её мнению, соответствие между внешними амбициями страны и её внутренними возможностями лучше всего проявляется на таких форумах, как Байкальский экономический. В интервью «Конкуренту» она рассказала о том, каково место БЭФа в ряду других экономических форумов России, об итогах предыдущих форумов и о вопросах, актуальных для нынешнего.
– Какое место в ряду российских экономических форумов, на ваш взгляд, занимает БЭФ?
– Если сравнивать и говорить о форумах как о неких площадках, где обсуждаются важные решения, то БЭФ имеет своё индивидуальное предназначение. Питерский экономический форум – это позиционирование России во внешнюю среду, Байкальский – во внутреннюю. При этом на БЭФе рассматривается регион как часть России, ищется взаимодействие всех сил – научных, властных, бизнес-сообщества – для дальнейшего развития. Эта площадка более конструктивная, более откровенная, потому что поиск взаимодействия – это всегда дискуссия, столкновение интересов, которые иногда нужно умерить для достижения общей цели.
Я помню, на Третьем БЭФе мы проводили «круглый стол» по ресурсам. Туда заявились 1200 участников! И мы работали два дня. Если на таких глобальных форумах, как Питерский, позиционируются «Газпром», «Росатом», «Роснефть», то здесь идёт притирка понимания, определение критериев, оценок. И если Питерский форум отчитывается заключёнными контрактами – на столько-то и столько-то миллиардов, если перед ним стоит задача, чтобы бизнес договорился с бизнесом, то БЭФ – это площадка, на которой договариваются государство, наука и бизнес. Например, мы на том «круглом столе» по ресурсам долго спорили, определяли, что такое управление ресурсами. Важно, чтобы все понимали это одинаково, чтобы государство, наука и бизнес разговаривали на одном языке. И такие форумы, как БЭФ, как раз помогают вырабатывать этот общий язык.
– Вы говорите о том, что Россия стала сильной на мировой арене. А внутри она такая же?
– Это как раз мы и должны выяснить. Потому что есть закон внешней и внутренней среды. Если человек после глубоководного погружения быстро поднимается на поверхность, он может погибнуть, потому что происходит несоответствие внешнего и внутреннего давления. В отношении страны то же самое: да, нужно ориентироваться на внешнюю среду, но если эта политика не будет подкрепляться внутренней, если при росте внешнего давления не будет происходить внутреннего усиления, то возможен коллапс. А ответ на вопрос, есть это соответствие или нет, дают такие форумы, как наш.
– Должны ли на БЭФе приниматься какие-то решения со стороны государства?
– Нет, не принимаются и не должны приниматься. Решения на таких форумах, как БЭФ, должны отрабатываться. Например, уже давно нужно определить, что мы понимаем под Азиатско-Тихоокеанским регионом, считаем ли мы себя частью этого региона, и в каком качестве – как государство или отдельные территории? С первого БЭФа поднимался вопрос позиционирования России по отношению к АТР. Наверное, это правильно, и Иркутск в этой связи – самая подходящая площадка. Потому что Иркутск – это точка активного взаимодействия с АТР. Как чувствует себя Иркутск в сообществе стран АТР, какую роль в нём играет, такова и настоящая партия России. Странам АТР интересен наш лес – здесь ведётся заготовка древесины для многих государств региона, внимание всех наших соседей привлекают Байкал, месторождения полезных ископаемых. Управление этими ресурсами нельзя осуществлять в ручном режиме из Москвы, это нужно делать из Иркутска. Но Иркутск должен этим заниматься осознанно, расценивая себя как часть России.
– Но как должно вестись управление самими регионами?
– Мне очень близко проектное мышление. Я считаю, что регионом нужно управлять как проектом.
– И какова конечная цель такого проекта?
– Единственная цель – это чтобы на данной территории хорошо жилось людям. Ещё древнегреческий философ Протагор сказал: «Человек есть мера всех вещей». Вот как человек живёт в регионе, по нему и можно судить, насколько эффективно управление регионом со стороны государства.
В действительности есть не так уж много критериев оценки самочувствия населения. Рождаемость, миграция (если в регионе хорошо – есть работа, нормальные бытовые условия, инфраструктура для детей и т.д., люди сюда едут), уровень самоубийств, преступности. Если много самоубийств, значит, регион в депрессивном состоянии, если высокая преступность, значит, генерируется агрессия. И всё должно быть заточено под единственную цель – улучшить жизнь людей. Мы можем строить нефтепроводы, газопроводы, разрабатывать месторождения, но мы должны это делать для чего-то. Ради сильной России, а значит – ради сильных людей.
– Если БЭФ – площадка для выработки решений, то можно ли назвать какие-то из уже принятых по итогам предыдущих форумов?
– Создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Эта идея родилась именно в Иркутске. Мы провели совещание по туризму, были заместитель руководителя Ростуризма Натэла Шенгелия, заместитель министра экономики и труда Австрии госпожа Елизабет Удольф-Штробль. Тема была отточкована полностью. Я думаю, что именно те иркутские встречи подарили стране, всем остальным пяти регионам туристско-рекреационные ОЭЗ. Представитель ЮНЕСКО, принимавший участие в одном из совещаний на эту тему, тогда сказал: «Наконец мы получили от России ответ, что нужно сделать, чтобы на Байкале было всё хорошо». Академия наук поддержала нашу идею и многие другие.
– Чего можно ждать от Пятого БЭФа?
– Я участвую в подготовке форума. Времени до его начала немного, но есть возможность провести его очень хорошо. Сейчас в администрацию Иркутской области пришла отличная команда – они интересно работают, замахиваются на большие дела. С такими людьми хочется сотрудничать. Я очень люблю свой регион и люблю им гордиться. Думаю, у нас всех будут к этому дополнительные поводы. Иркутский регион – это не только точка роста, Иркутску так много всего досталось – Байкал со своей особой сакральностью, колоссальные природные ресурсы, великолепный интеллектуальный потенциал. БЭФом должна быть поставлена точка признания Иркутска всей Россией.
Интервью взяли Ольга МАТИСОН и Галина СОЛОНИНА