Пётр Дудин
Персоной июля мы выбрали главврача областной клинической больницы
Пётр Евлампьевич Дудин стал главврачом Иркутской областной ордена «Знак Почёта» клинической больницы в 2001 году. Хирург по основной медицинской специальности, он уже имел опыт, и немалый, административной работы. Несколько лет был заместителем главврача областного онкодиспансера, потом ещё год – главврачом академического Института травматологии и ортопедии. Когда его пригласил на беседу губернатор, не сомневался, что речь пойдёт о проблемах НИИТО. А Борис Александрович Говорин, прислушавшись к рекомендации профессора Евгения Георгиевича Григорьева, который возглавлял в ту пору общественный совет по медицине, предложил ему новую должность. И он её принял.
Избегающий высоких слов, тем более в оценках своих решений, Дудин говорит об этом событии как об ответственном, хотя в общем-то закономерном шаге. Но, если откровенно, с его стороны это был поступок, потребовавший как объективной оценки личных возможностей, так и немалого мужества. Ведь ему предстояло заменить ушедшего трагически рано Юрия Птиченко, отдавшего областной больнице и силы, и здоровье, и сердце. Предстояло не просто занять кресло в опустевшем кабинете предшественника, а, приняв на свои плечи такую махину, как главная больница Приангарья (как-никак 1200 стационарных коек), достойно нести за неё ответственность.
«За неё» – значит, за большой, не при нём сложившийся коллектив; за десятки тысяч пациентов, среди которых большинство (свыше 60 процентов) – больные с периферии области.
Глядя со стороны на много-этажье больничных корпусов, ловишь себя на мысли, что это громадное вместилище страданий и надежд неуправляемо. Ибо что такое воля одной, пусть даже и очень сильной, личности против шквала ежечасно обрушивающихся на руководителя проблем – материальных, финансовых, моральных. Но первое впечатление ошибочно. Областная клиническая больница – сложная, можно сказать, полифоническая система, причём не замкнутая сама на себя, а во многом определяющая уровень практической медицины Приангарья. Её главврач Пётр Дудин основной своей задачей считает (дословно), «чтобы всё в этой системе работало и функционировало». А для этого, во-первых, не следует отвлекать коллег долгими собраниями и заседаниями от их главного дела – лечить людей. И, во-вторых, необходимо сколотить вокруг себя надёжную команду единомышленников, которым можно доверять, как себе самому.
Как видим, никаких особых изысков, претендующих на «новаторство», в «почерке» главврача нет. Пётр Евлампьевич Дудин предпочитает, чтобы всё самое современное, высокотехнологичное и смелое по методикам врачевания концентрировалось в отделениях вверенного ему лечебно-профилактического учреждения. И тут поле врачебной деятельности действительно огромно: 13 хирургических отделений, 8 терапевтических, десятки вспомогательных служб и лабораторий. Все ведущие специалисты больницы – члены его команды.
Что же до его, как он выразился, «административного ядра», то тут день привычно расписан. Половина восьмого утра – первая прикидка предстоящих суток – встреча с главными помощниками: начмедом Валерием Николаевичем Кононенко, опытным медиком, человеком, преданным больнице, и директором (есть, оказывается, такая должность в штатном расписании) Дмитрием Степановичем Бортником, отвечающим за всё жизнеобеспечение больницы. После планёрки двери его кабинета открыты каждому сотруднику.
К шести вечера больничный ритм становится спокойнее. Но Дудин уходить не торопится. Вечером он начинает свой личный обход. Никто никогда не знает, куда, в какое отделение огромной больницы отправится главный врач. «Утром, – говорит он, – я уверен: везде порядок. А вот в каком состоянии палаты, туалеты, коридоры, когда больница готовится ко сну, – это я должен увидеть сам».
На часах в его кабинете половина восьмого вечера. Двенадцатичасовой рабочий день главврача закончен. Но размеренность, предсказуемость больничных будней так же иллюзорна, как и кажущаяся постороннему глазу их неуправляемость и стихийность. В реальности же пульс главной больницы Приангарья бьётся в унисон с Россией и обусловлен проблемами, в целом стоящими перед отечественным здравоохранением.
В нынешнем году, к примеру, принята Всероссийская программа по оказанию своевременной высокотехнологичной помощи при острых нарушениях мозгового кровообращения. Авторитетная комиссия Минздравсоцразвития после строгого, если не сказать придирчивого, анализа возможностей Иркутской областной клинической больницы сочла разумным развернуть в её стенах один из всего 12 открывающихся в стране специализированных центров по профилактике, оперативному лечению и реабилитации инсультных больных. Уже подписано соглашение между администрацией Иркутской области и министерством, согласно которому на организацию, оснащение этой крайне востребованной специализированной службы ассигнуется 240 миллионов рублей; к январю будущего года сосудистый центр примет первых пациентов.
«Для меня лично, – признаётся главврач Пётр Дудин, – создание такого специализированного центра на нашей базе – большое событие. Это ещё одно и, надеюсь, не последнее свидетельство того, что Иркутская областная клиническая больница по уровню технического оснащения и высоте профессионализма работающих в ней врачей – одна из самых престижных в России».
С этим утверждением не поспоришь. За промелькнувшие годы в больнице накоплен успешный опыт в кардио- и нейрохирургии, позволивший лечить пациентов не только из Иркутской области, но по федеральным квотам – из сопредельных с Приангарьем территорий; создан современнейший диализный центр, по методам лечения и пересадке почки третий в России после Московского и Санкт-Петербургского; открыто отделение детской кардиохирургии; прошла капитальная реконструкция всего хирургического блока, предопределившая рывок в применении ультрасовременных медицинских технологий. Теперь вот – специализированный сосудистый центр.
Пётр Евлампьевич Дудин заступил на свой ответственный пост, едва достигнув сорокалетия. Он говорит, что энергии и сил ему не занимать. Ещё бы: ведь ему в июле сполнилось только 47.