Похищение с летальным исходом
Заслуженное наказание получила недавно группа преступников из Братска. Похитив человека по подозрению в краже автомагнитолы, молодые братчане сначала избили его так, что полученные телесные повреждения оказались несовместимы с жизнью, а потом вывезли за город, где и избавились от трупа, полагая, как потом сами рассказывали в суде, что «нету тела – нету дела». Но закономерное развитие событий привело похитителей на скамью подсудимых.
Зимние вечера в северных краях долгие. Большинство жителей посёлка Заярск накануне нового года привычно заполняли вечерние часы домашними делами, отдыхом у телевизора и т.п. Однако трое главных действующих лиц заярской трагедии – Алексей Лазарев, Елисей Усатов и Денис Игнатьев – привычную пьянку предпочитали всем остальным видам досуга. Стакан за стаканом, слово за слово… В пьяном угаре друзья решили разобраться с Александром Фёдоровым, заподозрив его в краже магнитолы из старенького «жигулёнка», принадлежащего брату Лазарева. «Разбираться» отправились сразу – чего, в самом деле, откладывать?
Искать Фёдорова долго не пришлось – он был дома. Парень на стук открыл дверь и, услышав традиционное «Поговорить надо», вышел во двор, где его поджидала вся компания. Разговора, однако, не получилось. «Не брал я вашу магнитолу», – только и успел произнести Александр, как на него обрушился град ударов. Сначала он, отбиваясь от неожиданного нападения, ещё кое-как держался на ногах, но вскоре не выдержал и рухнул на землю. Время было позднее, на крик и шум во дворе никто из соседей не реагировал: мало ли что по ночам бывает, привыкли держаться подальше от всяких разборок. А озверевшие пьяные парни тем временем нашли во дворе деревянные черенки от метлы и тяпки, лежавшие неподалёку, и пустили их в ход. Окровавленный, теряющий сознание от побоев Александр едва прошептал выскочившей на шум во дворе тётке: «Вызовите милицию!». И, защищаясь от тащивших его в машину бандитов, из последних сил цеплялся то за штакетник, то за калитку…
А преступный замысел с каждой минутой приобретал всё более зримые черты. Истекавшего кровью, покалеченного парня бандиты бросили на заднее сиденье тех самых стареньких «Жигулей», из которых Александр якобы похитил магнитолу. Потом, как в многочисленных криминальных сериалах, один преступник занял место водителя, двое других уселись рядом с жертвой. «С целью ограничения свободы и подавления возможного сопротивления со стороны потерпевшего», как сказано в приговоре. Здесь же отмечено, что трое молодых братчан бесчинствовали («действовали открыто, совместно и согласованно») не в пустыне — происходившее видели соседи, об этом скоро узнала гражданская жена Александра Фёдорова, очевидцем событий была её мать, выскочившая во двор на шум и крики. Казалось бы, позвони кто-нибудь из них в милицию, сообщи о происходящем сразу, по горячим следам, – дело могло бы принять совсем другой оборот. И главное – молодой человек мог бы остаться в живых…
Но звонка в милицию не было. Руки у преступников оказались развязанными, и дело неумолимо двигалось к трагедии.
Допрошенный в судебном заседании А. Лазарев свою вину в совершённом преступлении не признал. Эти строчки дублируются в приговоре ещё два раза – не признали своей вины в похищении человека и его сообщники, Е. Усатов и Д. Игнатьев. Подсудимые утверждали, что с Александром они сначала просто «поговорили» во дворе, а потом продолжили «разговор» в автомашине, куда предполагаемый похититель магнитолы сел сам, добровольно. Когда остановились возле магазина «Гелиос», Фёдоров признался в краже, обещал вернуть деньги, после чего вышел из машины и отправился домой. Шёл первый час ночи, и, как утверждали все три соучастника «инцидента с магнитолой», они тоже отправились по домам.
Однако в ходе судебного следствия было установлено, что события в ту декабрьскую ночь развивались далеко не так мирно и цивилизованно. Первый, кто сказал об этом правду ещё во время предварительного следствия, был один из похитителей – Елисей Усатов. Он поведал следствию о пьянке с друзьями, о том, как Лазарев жаловался, что украли злополучную магнитолу и что он подозревает в этом Фёдорова, и обо всех дальнейших событиях той страшной ночи. Позже эти признания были подтверждены доказательствами в суде.
Мимо магазина «Гелиос» той ночью зелёные «Жигули» промчались на огромной скорости, рассказывали редкие очевидцы событий. Дальнейший путь преступной троицы лежал к автобазе «Ангарстроя», причём давление на едва живого парня продолжалось и в дороге. «Не сознаешься в краже – сбросим тебя в шахту», – говорили ему попутчики. Словом, через какое-то время Александр, скорее всего, не выдержал и, как утопающий за соломинку, схватился за предложенный ему оговор. Но даже после этого преступники не утихомирились. Неподалёку от автобазы машина остановилась. Фёдорова выволокли на улицу и опять стали избивать. Разъярённый водитель зелёных «Жигулей» достал из багажника двадцатилитровую металлическую канистру и бил ею лежавшее на земле уже бесчувственное тело с такой силой, что брызги крови разлетались в стороны. Когда у канистры оторвалась ручка, Фёдоров уже не стонал и не шевелился.
Добивший парня Лазарев предложил затолкнуть труп в багажник. Потом преступники поехали к Братскому водохранилищу, переправились по льду на другой берег залива, где и спрятали убитого, закидав его снегом. А через два дня они решили осуществить более надёжный вариант погребения. Проделав тот же путь, «похоронная команда» нашла спрятанный на берегу труп, сделала прорубь на середине залива и спустила в прорубь тело похищенного и замученного ими человека. Эти показания преступников были подтверждены ими при участии законных представителей, защитников и понятых.
Мать не вернувшегося после ночных «разговоров» парня долго искала сына, объездила и обошла весь посёлок, расспрашивала знакомых и незнакомых. И только через два дня обратилась с заявлением в милицию…
Александр Фёдоров – участник чеченских событий. Пули боевиков его не тронули, после службы он вернулся домой невредимым. Зато в родном городе парни, жившие на одной с ним улице, его похитили, истерзали тело и спрятали концы в воду, надеясь на безнаказанность.
Несмотря на то что в судебном заседании соучастники преступления изменили данные в ходе следствия показания, их вина была установлена совокупностью исследованных судом доказательств, которые признаны «допустимыми, достоверными и достаточными». Так сказано в приговоре Падунского районного суда.
Похитителям теперь придётся на себе испытать цену свободы, которой они с такой лёгкостью лишили сверстника. Несовершеннолетние А. Лазарев и Д. Игнатьев получили соответственно семь и пять лет семь месяцев исправительной колонии общего режима. Ранее судимому Е. Усатову предстоит отбывать девять лет в учреждении со строгим режимом.
Судебная коллегия по уголовным делам Иркутского областного суда признала приговор законным, обоснованным и справедливым. Кассационные жалобы осуждённых и их защитников оставлены без удовлетворения.
Имя и фамилия погибшего изменены по этическим соображениям.