Синтез школы и семьи
Определены победители конкурсного отбора общеобразовательных учреждений в рамках национального проекта «Образование». Среди получателей президентских грантов-2008 – средняя общеобразовательная школа № 30 Иркутска. Победа в национальном проекте – явно не рядовое событие для школы одной из рабочих окраин Иркутска. Хотя подготовительная работа по участию в национальном проекте началась в 30-й, как и положено, задолго до подведения его итогов, всё же результат оказался во многом неожиданным для большого дружного коллектива. К тому же вряд ли случайно в списке победителей по Иркутской области 30-я оказалась на второй строчке, после городского лицея № 3. В поисках секрета её успеха я отправилась в гости к победителям.
Центр города и ново-ленинскую окраину, где расположена школа-победительница, отделяет больше часа городских автобусных маршрутов. В школьных коридорах стояло привычное летнее затишье, директор Вера Николаевна Афанасьева в своём кабинете беседовала с кем-то из родителей. Разговор о победе в национальном проекте она начала с неожиданной темы: «Вот приглашение в Москву, на Первый национальный съезд Международного общественного движения «Добрые дети мира». Нас приглашают стать его делегатами, но бумага пришла слишком поздно и поездка уже не состоится. Очень жаль, ведь наш школьный коллектив стал лауреатом регионального тура конкурса в категории «Золото».
А самой Вере Николаевне, добавлю, присуждено звание члена-корреспондента Международной академии общественных наук. Это уже второе подобное звание Афанасьевой – в 2002-м году она получила диплом члена-корреспондента Академии творческой педагогики. Впрочем, сама она ничего необычного в этом не видит: «Мы живём, работаем. И если получаем какие-то награды и звания, значит, двигаемся и развиваемся в правильном направлении».
Направление, выбранное педагогическим коллективом школы, обозначено в её «Программе развития»: объединение и интеграция организационных, методических, научных, кадровых усилий и ресурсов школы, направленных на достижение современного уровня качества школьного образования. Иначе говоря, целью всех усилий педагогов школы является полноценное развитие личности подрастающего человека, здорового, интеллектуально развитого, творчески активного, социально ориентированного, способного к дальнейшему саморазвитию и самореализации.
В рамках обозначенной программы отражены направления деятельности школы: «Управляющий совет как инновационная форма самоуправления МОУ СОШ № 30», «Формирование правовой компетентности участников образовательного процесса как условие безопасного пространства школы». Оба направления успели не только пройти стадию внедрения, но и получить реальные результаты.
Они – в разнообразных достижениях учеников школы. Это главное, чем может и должен гордиться учительский коллектив. В большом списке победителей и лауреатов научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований десятки фамилий ребят всех школьных возрастов.
– Многие участвуют в разных мероприятиях, – говорит завуч по учебно-воспитательной работе Ольга Киселёва. – Ребята не только получают знания, но и учатся общаться, искать, анализировать и сопоставлять информацию, а также оформлять и презентовать её. Эти навыки очень важны.
Среди победителей городских, областных и международных мероприятий пятиклассники Аня и Ваня Пенсионеровы, восьмиклассник Саша Царьков, девятиклассники Игорь Грицких, Алёна Потрохова, Антон Томица, Саша Шабогорова…
По мнению директора школы, секрет успеха этих и многих других детей в синтезе школьного и домашнего воспитания:
– Здесь очень многое зависит от семьи. Особенно в начальной школе заметно, где родители уделяют внимание ребёнку, его интересам, проблемам, а где – нет. По сути, в первый класс приходит во многом сложившаяся маленькая личность. Мы, педагоги, хорошо видим, какие семьи, кроме решения обычных бытовых проблем, живут и духовными, интеллектуальными интересами – обсуждают прочитанные книги, фильмы, в курсе многих важных событий. Всё это неизбежно отражается на развитии детей, недаром ведь говорят, что ребёнок – зеркало семьи. А если у родителей примитивные интересы и невысокий уровень развития, то вряд ли в такой семье чадо будет успешным.
– Причём вовсе не обязательно, чтобы родители были с высшим образованием, – добавила Вера Николаевна. – У нас много таких семей, где родители не смогли в своё время окончить вуз или техникум, но у них высокие стремления к знаниям. Они себя постоянно развивают, мы это видим по успехам их детей.
Синтез семьи и школы, добрая традиция ещё советских лет, – одна из главных составляющих нынешнего успеха 30-й. Наряду с родительскими комитетами всех уровней здесь эффективно работает управляющий cовет школы, в состав которого входят представители ученического, родительского и общественного актива. Для реализации программных мероприятий разработана нормативная документация, в том числе и «Положение о порядке выборов членов cовета», принят новый устав школы.
– Очень важно, что люди, которые по роду своей деятельности далеки от школы, вникают в нашу работу, – говорит директор. – Они рассматривают вопросы школьного бюджета, определяют программу развития, помогают решать многие школьные проблемы. Знаете, школа ведь не камера хранения, куда родители сдают ребёнка на несколько часов в день. Заинтересованное отношение общественности – ещё одна составляющая эффективной работы педагогического коллектива. Без тесной связи с обществом нам не удалось бы добиться таких серьёзных результатов в достижении современного уровня образования.
Практическая реализация многих современных образовательных ноу-хау была бы невозможна без комплексной компьютеризации всех сфер школьной деятельности. Здесь это уже почти азбучная истина. Создание информационно-коммуникационной среды на основе локальной школьной сети позволило модернизировать образовательную систему, решить многие непростые задачи. В том числе осуществить качественный и достоверный внутри-школьный мониторинг, повысить эффективность управленческих решений, обеспечить сквозную доступность документов и к тому же сократить время на подготовку отчётов учителей-предметников. Последнее, согласитесь, очень важно, особенно при нынешнем соотношении значимости, востребованности учительского труда и его более чем скромной оплаты.
Большая школа на городской рабочей окраине словно завод или фабрика по производству будущего нашей страны. Такое сравнение, думаю, здесь вполне уместно, как и сравнение директора школы с директором большого промышленного предприятия. Оба заинтересованы в выпуске качественного конечного продукта, оба управляют сотнями людей. Школа, которой много лет руководит Вера Николаевна Афанасьева, – это 1024 нынешних ученика да ещё почти полторы сотни преподавателей и технических работников. Это несколько тысяч прежних выпускников, многие из которых ведут в родную школу своих детей. К этому количеству прибавим несколько тысяч родителей, бабушек и дедушек, родных и друзей нынешних и прошлых выпускников и получим в итоге население небольшого районного центра. Как удаётся директору справляться со множеством больших и малых школьных дел, формировать тот психологический микро-климат, где тщательно искореняют жестокость и так же тщательно культивируют отзывчивость и доброту?
– Я думаю, что человек должен быть прежде всего добрым, – говорит Вера Николаевна. – Добрым и ответственным за своё дело, своих близких, за свою Родину – человек просто обязан быть патриотом. Любить свой дом, свою школу – она тоже наш дом. В нашей школе почти нет текучести кадров, учителя, которые работают в 30-й, любят детей, и они отвечают им тем же. Взаимное притяжение и рождает хороший результат. Знаете, есть хорошая, простая формула: ты счастлив, если утром с радостью идёшь на работу, а вечером, усталый, но тоже с радостью – домой. К сожалению, в наше непростое время личная жизнь далеко не у всех людей устроена. Но есть ещё ответственность перед самим собой, есть те главные жизненные вопросы, на которые каждый из нас постоянно ищет ответы. Этот непрерывный поиск и есть начало успеха, к которому мы все стремимся.