издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Его знали все садоводы

  • Автор: Анна ДОЦЕНКО, член Иркутского клуба садоводов-опытников им. А.К. Томсона

Уже год нет с нами Юлия Карловича Кучера. И это огромная потеря. Человек со сложной судьбой, в жизни он всего добивался сам, своим умом, трудом, руками. Его знали все садоводы Иркутска. Он был открыт для общения, охотно консультировал, но был категоричен в оценках, не жаловал легкомысленного подхода к садовому труду – его главному детищу последнего времени. Его ответы на вопросы, советы всегда были конкретны, просты и понятны, потому как исходили из собственного опыта, полного удач и ошибок.

«Хочешь получать высокий урожай яблок, не ленись делать тщательную обрезку», «Побеги на подвое ниже прививки надо убирать тогда, когда почки на привое набухнут и станет ясно, что прививка состоялась. Иначе кто же будет питать корни?», «Деревья, как и люди, не могут жить в среде собственных отходов, поэтому нельзя садить яблони по яблоням. Сейчас это называется усталостью почвы» – он умел сказать это так, что запомнишь на всю жизнь. И ссылки на труды Вернадского, Докучаева, Мичурина, Томсона.

Тесные связи с селекционерами Красноярска, Новосибирска, Урала, Алтая были очень результативны. По количеству сортов яблонь сад Юлия Карловича почти сравнялся с садом Августа Карловича Томсона, и он очень гордился этим. Мы все практически были вовлечены в процесс освоения новых сортов плодовых деревьев, получали саженцы, черенки, высаживали их на своих садовых участках, прививали и перепрививали. За короткий период мы так увеличили ассортимент яблонь, что уже и забыли про Тунгуса, Пальметту и даже Алёнушку.

Юлий Карлович был пионером многих начинаний. От Кучера вошли в практику зимние прививки, выращивание саженцев с закрытой корневой системой в контейнерах, распространение среди иркутян именных визиток питомника. Конечно же, посадочный материал садовода был очень высокого качества. Это признавали все. А какие экспонаты семья Кучера демонстрировала на выставках, и не только фруктов. Например, знаменитые гигантские корнеплоды моркови, которые так поразили всех участников выставки, были выращены по особой технологии из своих семян.

Семья для Юлия Карловича значила многое. Серьёзный по натуре человек, он преображался, когда речь заходила о его жене, детях, внуках… Глаза теплели, улыбались.

Не без участия Юлия Карловича нашему городскому клубу садоводов-опытников было присвоено имя А.К. Томсона. С его непосредственным участием был решён вопрос о проведении летне-осенних выставок и ярмарок в Торговом комплексе, значение которых в пропаганде и распро-странении садоводства на иркутской земле трудно переоценить. У садоводов хранятся подшивки публикаций Юлия Карловича в местных средствах массовой информации. И каждая его статья могла служить главой кандидатской или докторской диссертации по садоводству. Но лучшей памятью ему будут плодоносящие сады на нашей земле. Память у деревьев долгая. Они будут передавать из поколения в поколение информацию о месте своего рождения и своём создателе.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры