издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Порок «по совместительству»

Региональные власти вырабатывают системную антикоррупционную политику

«Необходимо выработать системную антикоррупционную политику, выявить причины и условия этого порока власти», – заявил в понедельник на открытии заседания координационного совета по борьбе с коррупцией заместитель губернатора Иркутской области Юрий Гуртовой.

Обсуждался вопрос об эффективности антикоррупционных мероприятий, проводимых органами власти Приангарья. О том, что борьбу с застарелой болезнью власти надо начинать с изменения законодательства, говорено уже много раз и на разных уровнях. Исполняющий обязанности прокурора Иркутской области Александр Воронин ещё раз подчеркнул, что к коррупции ведут правовые акты, которые можно трактовать, кому как хочется. В точности по пословице «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло».

Особенно много таких норм в самых «горячих» сферах: обороте алкогольной продукции, земельных правоотношениях, размещении муниципальных заказов. Анализ правовых актов, регулирующих отношения в этих сферах, всякий раз подтверждает: чиновники пытаются помочь нужным людям, и вряд ли бескорыстно. За пять месяцев текущего года прокуратурой выявлено более 300 подобных нарушений.

Также повсеместно нарушается требование закона о прозрачности доходов государственных и муниципальных служащих. Прокурорские проверки выявляют большое количество случаев, когда чиновники являются «по совместительству» учредителями чебуречных и тому подобных коммерческих структур. Часто сотрудники госаппарата скрывают своё имущество. Разными способами: одни не вписывают его в декларации; другим и вписывать нечего – владельцами числятся родственники.

Реплику Александра Воронина о том, что неплохо бы наладить контроль за расходами должностных лиц, члены координационного совета по борьбе с коррупцией обсуждать не сочли нужным. Прокурор считает неприличной ситуацию, когда служащий согласно декларации ведёт весьма скромную жизнь, а на самом деле владеет коттеджами и машинами, приобретёнными явно не на зарплату чиновника. Но это всего лишь личное мнение прокурора. Нужно ещё доказать, что вся эта роскошь приобретена неправедным путём – злоупотреблением служебного положения, мошенничеством, вымогательством, взятками, подлогом. В нынешнем году по области зарегистрировано 144 должностных преступления, 105 из них имеют коррупционную направленность. Это значительно (на 42%) больше, чем за аналогичный период прошлого года, но всё же далеко не отражает истинных масштабов распространения коррупции.

Как, собственно, и показатель по взяткам – 42 уголовных дела в отношении мздоимцев. Под эту антикоррупционную статью попали 11 учителей, 8 врачей, столько же милиционеров и работников лесного хозяйства. По одному лишь перечислению профессий взяточников можно судить, насколько «эффективна» борьба с коррупцией. Уж скорее, просто эффектна. На скамью подсудимых попадают по больше части те, кто за мзду решает социальные, бытовые проблемы населения. Легче, видимо, возбудить уголовные дела, чем создать условия, при которых людям не надо было бы искать, кому сунуть взятку, чтобы побыстрее решить свой вопрос.

О том, что одними репрессивными мерами с проблемой коррупции не справиться, говорил на заседании совета заместитель начальника Восточно-Сибирского института МВД России по научной работе Николай Жигалов. Он озвучил предложения учёных-правоведов, как достичь баланса предупредительных и карательных мер. Среди предложенных мер – отказ от огромного количества разрешений, которые питают взяточничество, создание специального фонда поощрения информаторов из числа жителей (типа «горячей линии» губернатора по наркотикам и суррогату), разработка областной антикоррупционной программы.

Главным пунктом подобной программы должно быть, безусловно, законодательное обеспечение противодействия коррупции. Над этим сегодня активно работают многие ведомства. Руководитель главного правового управления губернатора Иркутской области Александр Гаврилов рассказал о планах по проведению экспертизы правовых актов и проектов. Теперь этим кроме прокуратуры и Минюста будет заниматься новый отдел в структуре администрации области. Нет сомнений, что такая экспертиза необходима: многие решения власти грешат неточностью формулировок, произвольным усмотрением типа «при необходимости могут быть востребованы иные документы», зачастую в них не прописаны процедурные моменты. И всё это на руку недобросовестным чиновникам. Однако критериев анализа правовых актов у новой службы нет, их ещё предстоит разработать. Поэтому советом принято решение об изучении практики проведения антикоррупционной экспертизы документов в других субъектах Федерации.

Председатель комиссии Законодательного собрания Иркутской области по противодействию коррупции Владимир Потапов рассказал о работе депутатов с жалобами и обращениями избирателей. Таких обращений поступило 500. Как обычно, люди недовольны работой правоохранительных органов. Причём, как выяснилось после проверки прокуратуры, небезосновательно. Но наибольшее количество нарушений выявляется всё же в сфере распределения земельных участков. Анализ муниципальных нормативно-правовых актов, касающихся этого вопроса, вызывает удручающее впечатление. Результат проверки: только пять муниципальных образований в своих решениях обошлись без нарушений законодательства и предоставления лазеек для чиновничьих злоупотреблений.

Федеральный закон о противодействии коррупции до сих пор не принят. Но уже сегодня следует ужесточить контроль за исполнением закреплённых в законодательстве норм, предупреждающих превышение чиновниками властных полномочий хотя бы в отдельных сферах. Об этом говорила на заседании совета председатель Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева. Она рассказала об итогах комплексной проверки размещения заказов для государственных и муниципальных нужд: 582 млн. рублей бюджетных средств израсходовано с нарушением законодательства. Деньги тратятся и неэффективно, и неравномерно. За 5 месяцев, например, на исполнение областных целевых программ израсходовано всего 24% выделенных средств, а это значит – к концу года бюджетные деньги останутся неосвоенными.

По мнению Ирины Морохоевой, потери областных средств из-за неэффективности их использования составляют в разных сферах от 3 до 40%. Проверки показывают, что самостоятельные закупки необходимых предприятиям и учреждениям товаров более выгодны, чем приобретение их по госзаказу. На следующем заседании координационного совета решено заслушать руководителя агентства по государственному заказу Иркутской области по итогам полугодия.

Члены совета обсуждали также проблемы формирования антикоррупционного общественного сознания. Решено совместно с Общественной палатой области спланировать необходимые для этого мероприятия.

До 1 сентября в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» будет образована межведомственная рабочая группа – она должна способствовать повышению эффективности работы координационного совета при губернаторе Иркутской области.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры